Публикации

Догоняя старшего брата

Герой классического советского фильма «Мимино», уйдя в «большую» авиацию, в итоге так и не смог изменить своей маленькой винтокрылой букашке Ми-2...

Но в недалеком будущем у вертолетчиков, возможно, уже не останется повода для противопоставления «большой» и «малой» авиации. Вертолеты, долгое время существовавшие как бы на периферии авиационного транспорта, сегодня сами вторгаются в те виды воздушных перевозок, которые до сих пор были безраздельно заняты самолетами. Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля ведет работу над созданием высокоскоростного вертолета, предназначенного для обслуживания отдаленных регионов. Скорость новой машины, которая получила обозначение Ми-Х1, должна составить 450-500 км/ч. Как заявил генеральный директор Московского вертолетного завода Андрей Шибитов, этот вертолет способен составить конкуренцию региональным самолетам.

Сегодня программа создания Ми-Х1 находится на стадии разработки концепции. Ми-Х1 планируется построить по традиционной схеме. Кардинальное увеличение скорости полета должно быть достигнуто благодаря использованию системы подавления срыва на отступающей лопасти и толкающего винта с изменяемым вектором тяги за счет размещения отклоняемых поверхностей в спутной струе.

Как отметил Андрей Шибитов, сегодня программы разработки и создания высокоскоростных вертолетов «захватили» все вертолетостроительные компании в мире, и Россия не исключение. К примеру, фирма Sikorsky разрабатывает вертолет Х2, скорость которого должна составлять около 460 км/час. Прототип Х2 будет готов подняться в воздух уже в первом квартале 2008 г.

У нас проработкой скоростного вертолета занимается также и ОАО «Камов». Проект Ка-92 предполагает применение соосной несущей системы и хвостового толкающего винта. Поскольку и МВЗ, и фирма «Камов» в настоящее время входят в холдинг «Вертолеты России», в конечном итоге будет реализован лишь один проект скоростного вертолета - тот, который победит во внутреннем конкурсе. Андрей Шибитов отметил, что после того как будет принято решение о техническом облике машины, на этапе эскизного проекта конструкторские бюро МВЗ и ОАО «Камов» будут работать над этим проектом совместно.

На пресс-конференции, приуроченной к 60-летнему юбилею МВЗ, Андрей Шибитов, в начале декабря назначенный также генеральным директором ОАО «Вертолеты России», и генеральный конструктор МВЗ Алексей Самусенко рассказали и о других перспективных разработках Московского вертолетного завода, а также о работе по модернизации уже существующих моделей вертолетов.

Еще одним «литерным» проектом МВЗ является ударный боевой вертолет легкого класса Ми-ХХ. Как сообщил Андрей Шибитов, это собственная разработка МВЗ, имеющая в основном экспортную ориентацию. Пока она также находится на уровне проработки концептуального облика. Если судить по картинке, представленной на презентации МВЗ, в настоящее время внешний облик Ми-ХХ имеет общие черты с представленным Казанским вертолетным заводом на МАКС-2005 вертолетом «Ансат-РЦ», а также с аналогичными разработками зарубежных фирм, к примеру - с PAH-2 Tiger компании Eurocopter.

Пока флагманом линейки ударных вертолетов марки «Ми» остается «Ночной охотник» Ми-28Н. После завершения оформления документации, уточненной по результатам испытаний, «Роствертол» в ноябре 2007 г. приступил к полномасштабному серийному производству этой машины. До конца года первые три вертолета Ми-28Н будут переданы ВВС РФ. Поскольку создание Ми-28Н началось уже более 10 лет назад, на МВЗ разработана программа наращивания боевых и эксплуатационных характеристик этой машины до современного уровня. Реализация программы должна начаться в 2009 г.

Существует также программа модернизации экспортной модификации этого вертолета - Ми-28МЭ, направленная на адаптацию оборудования машины к требованиям иностранных заказчиков. Она предполагает установку на вертолет бортового комплекса обороны иностранного производства и адаптацию БРЭО к зарубежным стандартам.

До сих пор главным военным экспортным продуктом МВЗ являлся Ми-35М - наиболее продвинутая модификация широко известного Ми-24. По словам Андрея Шибитова, в ближайшие два года ожидается ряд контрактов на поставки этого вертолета в регион Ближнего Востока. А Ми-28МЭ интересуются два государства Латинской Америки. Одно из них, как отметил гендиректор МВЗ, в последнее время активно закупает российское вооружение (очевидно, речь идет о Венесуэле), а второе эксплуатирует милевские машины, но в небольшом количестве.

Что касается остальных машин продуктового ряда МВЗ, то наибольшее внимание в ближайшие годы на предприятии намерены уделить модернизации семейства Ми-8/17, завершению испытаний и постановке на серийное производство Ми-38, завершению разработки многоцелевой версии Ми-34, отвечающей современным требованиям по шумности и дальности полета, созданию на его базе беспилотного вертолета Ми-34БП, а также завершению проектирования легкого многоцелевого Ми-54, среднего Ми-58 и тяжелого вертолета промежуточного класса Ми-46.

В настоящее время Ми-38 проходит летные доводочные испытания. Завершена постройка второго опытного образца и начато производство узлов и агрегатов для третьего. На рынке эта машина должна появиться в 2011 г. По словам Алексея Самусенко, уже имеются заказы на 100 машин этого типа.

Ми-58, который в перспективе должен прийти на смену вертолетам семейства Ми-8/17, при взлетной массе в 10 т будет способен перевозить 3 тонны коммерческой нагрузки. Базовая модель послужит основой для создания многочисленных модификаций.

Программа разработки легкого многоцелевого вертолета Ми-54 является основным приоритетным направлением НИР и ОКР. Ми-54 - это перспективный легкий многоцелевой вертолет, способный перевозить 12-13 пассажиров или грузы массой до 1500 кг внутри фюзеляжа и до 1800 кг на внешней подвеске. Помимо грузовых и пассажирских перевозок, Ми-54 сможет использоваться в качестве корпоративного транспорта, VIP-салона, для выполнения аварийно-спасательных и медико-эвакуационных работ, патрулирования и выполнения многих других задач. Предусматривается создание на базе Ми-54 и различных военных вариантов. При проектировании вертолета приоритет отдается снижению эксплуатационных расходов, повышению уровня безопасности, сохранению транспортных возможностей вертолета в широком диапазоне высот и температур, а также повышению комфорта пассажиров и расширению номенклатуры перевозимых грузов. Проект предусматривает широкое развитие международной кооперации.

Ми-54 включен в целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники», но пока бюджетное финансирование этого проекта отсутствует. МВЗ разрабатывает Ми-54 за свой счет, хотя и надеется на финансовую поддержку государства. Взлет и начало сертификации Ми-54 намечены на 2011 г.

Опыт разработки и испытаний таких машин, как Ми-38 и Ми-26, предполагается использовать при создании нового тяжелого транспортного вертолета промежуточного класса Ми-46, рассчитанного на перевозку грузов свыше 10-12 т. Как рассказал Алексей Самусенко, работы по созданию Ми-46 начались еще в 1982 г. Ми-46 должен был стать заменой для тяжелого вертолета Ми-6. Но проект фактически так и не стартовал, потому что в СССР не было двигателя, пригодного для установки на такую машину. Четыре года назад в НАТО заинтересовались тяжелыми вертолетами, которые могли бы использоваться силами быстрого реагирования, и на МВЗ решили реанимировать Ми-46. Сейчас работы находятся в стадии проработки технического проекта, однако подходящего двигателя мощностью около 7600 л.с., который можно было бы установить на эту машину, по-прежнему нет ни в России, ни за рубежом.

Что касается «рабочих лошадок» семейства Ми-8/17, то главной задачей на ближайшую перспективу является создание «стеклянной» кабины для вертолетов этого типа. Такое требование выдвигает и Индия, являющаяся крупнейшим зарубежным заказчиком милевских машин, и другие страны. Как заявил Андрей Шибитов, в январе-феврале 2008 г. будет объявлен внутренний тендер на модернизацию авионики Ми-8. В нем должны принять участие такие компании, как «Транзас», «Русская авионика» и РПКБ. Реализация проекта займет 12-16 месяцев, для адаптации новой «стеклянной» кабины для военных модификаций потребуется еще чуть больше месяца.

Говоря об экономических показателях деятельности МВЗ, Андрей Шибитов отметил, что предприятие в настоящее время является одним из самых финансово устойчивых в отрасли. В течение четырех последних лет рост его ежегодных валовых поступлений составляет 15-20%, а прибыли - 30%. Ежегодный оборот МВЗ составляет около 1,5 млрд. рублей (для сравнения: оборот компании Sikorsky в 2007 г. составит 5 млрд. долларов). В настоящее время госзаказ (включая его оборонную составляющую) в структуре деятельности МВЗ равен 60%. 20% приходятся на долю работы по заказам серийных заводов, и только 20% составляют коммерческие проекты. Такое соотношение не является оптимальным, и, по словам Андрея Шибитова, коммерческая составляющая МВЗ должна увеличиться до 50%. Кроме того, важной задачей является увеличение рентабельности до 25% против нынешних 12%.

Подводя предварительные итоги работы МВЗ в 2007 г., Андрей Шибитов отметил, что всего будет изготовлено около 80 вертолетов типа Ми-17 и 9 вертолетов Ми-28Н. Кроме того, ежегодно проводится модернизация 40-60 вертолетов семейства Ми-8/17 по экспортным заказам.


Автор: Илья Кедров
Источник: Военно - промышленный курьер

Все статьи