Публикации

Летчики иногда теряются в пространстве

Большинство пилотов хоть раз в жизни теряли чувство направления, высоты и скорости...

Таковы результаты исследования австралийского бюро по безопасности на транспорте.

В исследовании сказано, что от 90 до 100% пилотов испытывают пространственную дезориентацию, которая стала одной из типичных причин крушения самолетов, передает News.com.au. Доктор Девид Ньюман, специалист по авиационной медицине говорит, что пилоты являются жертвами странных иллюзий. Эти иллюзии очень опасны, так как по статистике являются причниной от 15 до 26% происходящих в мире авикатастроф.

Одна из самых рапространенных иллюзий, когда пилоту кажется, что самолет падает, хотя в это время он просто уменьшает скорость. Некоторые пилоты думают, что самолет не разворачивается, когда в реальности машина выполняет разворот. По словам доктора Ньюмана, наблюдались и более странные иллюзии.

«В некоторых случаях пилоты ощущали что они сидят на крыле самолета и наблюдают, как они управляют лайнером, - говорит он, подчеркивая, что иллюзии наблюдаются чаще в тот момент, когда летчики не управляют самолетом, например, при работающем автопилоте. - Эти иллюзии чаще проявляются при полете на больших высотах, когда летчики имеют относительно невысокую нагрузку».

В исследовании подчеркивается, что каждый летчик должен осознавать: рано или поздно он испытает пространственную дезориентацию. «Если пилот летает достаточно продолжительное время, являясь пилотом гражданской авиации или просто для своего удовольствия, у него или нее почти не остается шанса избежать хотя бы одного эпизода, когда наблюдается дезориентация в пространстве, - сказано в исследовании. - Если посмотреть на это с другой стороны, то летчик может принадлежать к одной из двух групп: те, кто уже испытал чувство дезориентации, и те, кому это еще предстоит испытать».

Авторы исследования советуют пилотам летать только при хорошем самочувствии, не употреблять алкоголь и лекарства перед полетом и быть готовым к тому, что у них может возникнуть чувство дезориентации в пространстве.

На форуме avia.ru появились первые комментарии доклада австралийских медиков.

«После Ан-2 на Ил-14 в приборных полетах я первое время испытывал иллюзии. Написал об этом главу в «Рассказах ездового пса». Когда пересаживался с правого кресла на левое для ввода в строй КВС на Ил-18, то в первые часы ощущал именно такое чувство: сижу где-то на крыле, а весь самолет справа. Потом прошло. Именно в таких вот нюансах и заключается необходимость полетов с инструктором при пересаживании с кресла на кресло. Потом, на Ту-154, испытывал подобное, но мимолетно».

«Иллюзии встречаются, особенно при отсутствии визуальных условий, естественного горизонта. Для опытного пилота это не представляет никакой трудности, потому что он всецело доверяет приборам, и чувство «кренения» мгновенно проходит, когда взгляд падает на авиагоризонт. Интересный момент был у меня совсем недавно, заходили в Домодедово при погоде, близкой к КАТ 1 (посадка по первой, самой легкой для пилотов категории ИКАО при минимальной допустимой видимости в районе аэропорта от 800 м и высоты облаков от 60 м - dp.ru) видимости и . Впереди по глиссаде шел самолет, затем, после его посадки, самолет взлетал. Получилось так, что садящийся и взлетавший самолет создавали помехи курсовому лучу, и он «гулял». Метров на 70 стали просматриваться огни приближения, по которым стало понятно, что мы вышли чуть левее. А теперь интересный момент - земля белая, небо белое, видна только полоска огней. Небольшой крен вправо - и чувствую, что ничего не чувствую :) Пришлось возвращаться к авиагоризонту, чтобы восстановить ощущение пространственного положения».


Автор: Константин Гетманский
Источник: Dp.ru

Все статьи