Публикации

О. Смирнов: Гражданская авиация России за пределами «критического угла атаки». Что дальше? Сваливание в штопор?

В Ульяновске на базе высшего летного учебного заведения состоялось всероссийское совещание по подготовке кадров для воздушного транспорта...

В его работе участвовали первые руководители всех государственных структур, ответственных за гражданскую авиацию, руководители авиакомпаний и всех авиационных учебных заведений страны. Участник совещания в Ульяновске Президент Фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов дал интервью нашему корреспонденту Сергею Крыленко.

Министр транспорта России Игорь Левитин в интервью Российской газете назвал положение с летными кадрами в стране критическим. Как считаете, почему государственные органы, отвечающие за гражданскую авиацию, допустили этот кризис? Где же кадровая политика?

В авиации существует термин: критический угол атаки, после чего самолет сваливается в штопор. Сейчас мы уже вышли за пределы критического угла. Надо выводить гражданскую авиацию из штопора, в который она свалилась в вопросах подготовки кадров. Совещание в Ульяновске запоздало, как минимум, на пару лет. В целом, оно прошло конструктивно. Министр распорядился принять к исполнению все рекомендации присутствующих профессионалов - руководителей учебных заведений, авиакомпаний, общественных организаций. Главный вопрос - будет столь же конструктивное продолжение со стороны госорганов, либо все кончится «как всегда».

Что касается второй части вопроса. О назревающем кризисе знали все, от рядовых работников до руководителей ГА. Надеюсь, что не за горами тот день, когда будут названы имена героев - разрушителей крылатой отрасли. Сокрушающий дефицит основной летной профессии - пилотов сдерживает развитие гражданской авиации и напрямую влияет на безопасность полетов. На фоне ежегодного увеличения объема перевозок воздушным транспортом острота проблемы нарастает.

В каком состоянии сегодня авиационные учебные заведения?

В «руинах». Учебные самолеты устаревших конструкций, основная масса их требует ремонта. На проведение ремонта нет средств. Современные тренажеры отсутствуют.

Персонал укомплектован на 40-50%. Из-за низкой заработной платы преподаватели разбегаются. В учебных заведениях самые квалифицированные кадры зарабатывают в десятки раз меньше, чем в авиакомпаниях. Аэродромное и радиотехническое оборудование, в основной массе, выработало ресурс. Аэродромы, служебные здания обветшали. Курсанту, будущему командиру воздушного судна стоимостью 100 миллионов долларов, государство выделяет на питание 50-60 рублей в сутки. В результате такой «кадровой политики» Минтранса летные училища ежегодно выпускают всего около 250 человек. По расчетам, с поправкой на старение летного состава, естественную убыль, на увеличение парка воздушных судов, российской гражданской авиации требуется порядка 500-550 пилотов в год. Вот он, кадровый штопор, в который стремительно сваливается наша отрасль.

Можно ли было заранее принять соответствующие меры со стороны государства?

Не только можно, но и нужно. Это обязан был сделать, госорган, которому предписано положением разрабатывать политику развития отрасли, в том числе и кадровую. Смею заметить, что это задача не сверхсложная, скорее рутинная. Она не требует особого склада ума. Самое печальное, что за невыполнение своих прямых должностных функций никто не ответил. Установлен своеобразный национальный рекорд. Впервые за 85 лет существования ГА создана такая кризисная ситуация с летными кадрами. Создана во времена, когда летных кадров требуется в три раза меньше, чем в 90-е годы, когда объем авиаперевозок был несравненно больше.

Одним из реальных шансов для Минтранса было организованное по инициативе и при участии Фонда «Партнер ГА» совещание в феврале этого года в Совете Федерации. По его результатам, законодатели и профессионалы (всего около 150 человек, включая первых руководителей госорганов регулирующих ГА) разработали около двадцати конкретных и вполне исполнимых рекомендаций по выводу отрасли из кадрового кризиса. Председатель Совета Федерации Миронов направил записку с рекомендациями в адрес Премьера Фрадкова с просьбой поручить соответствующим министерствам и ведомствам их выполнить. Прошло 5 месяцев, но флаг нашей инициативы никем не был подхвачен. Участники совещания представители госорганов, отвечающих за кадровую политику в гражданской авиации, словно не заметили этих рекомендаций. А за этот срок ой как много можно было сделать для решения проблемы.

Как складывается ситуация в учебных заведениях с новым парком тренировочных самолетов. Где восхваляемый прежде М-101 «Гжель», разрекламированный ЯК -18 Т?

Самолеты «Гжель», партия которых была поставлена в Ульяновское училище, по большинству параметров оказалась непригодными для летного обучения. Сегодня эти «игрушки», за которые оплачено из бюджета по 2 миллиона долларов, стоят на перроне училища. Стоят без дела. За эти деньги можно было купить целый флот легких, экономичных, отвечающих требованиям ИКАО западных учебных самолетов, которые могли решить все проблемы учебных заведений с авиатехникой.

ЯК-18 Т в настоящее время проходит испытательные полеты. Каким он получится - вопрос. По мнению специалистов, это позавчерашний день авиации, к тому же очень дорогой. Сегодня его цена позиционируется свыше 600 тыс. долл. К моменту сертификации она неизбежно возрастет. На его создание выделено средств из бюджета, как на новый тип самолета. В результате же получилась небольшая модификация очень старого воздушного судна. Короче, опять плакали бюджетные денежки.

Вошли в действие рекомендации ИКАО о минимальном налете подготовки пилотов в размере 240 часов. Какие меры необходимо предпринять государству в связи с этим?

Известно, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. На прошедшем совещании намечены конкретные шаги перехода на 150 часов налета курсантами за время обучения. Этот вопрос следовало решать 3 года назад. Сейчас это количество неактуально. Всю систему подготовки необходимо перестраивать уже на 240 часов, а это дополнительные материальные и финансовые ресурсы.

Некоторые госчиновники предлагают внести изменение в Воздушный кодекс РФ: разрешить в состав российских экипажей включать иностранных граждан. Они видят в этом выход из кадрового кризиса. Ваше мнение?

Полагаю, что ответственным государственным людям не пристало делать такие заявления до тех пор, пока не будут произведены все расчеты за и против такого шага. Представляется, что, несмотря на критический дефицит пилотов, этот шаг для нас преждевременен. Этот вариант как раз и предлагают те государственные структуры, которые допустили в своей политике грубый просчет, оставив отрасль без главной фигуры ГА - пилота. Их можно понять. На многое у нас закрывают глаза и многое сходит с рук. Но сегодня на кон поставлена безопасность полетов и развитие ГА страны в целом. Как говорится, запахло жареным. Кто-то за это должен ответить. Вот и предлагаются такие варианты, как панацея. Но, как известно, любая панацея это миф.

Какие меры предлагает Фонд «Парнер ГА» для решения кадровой проблемы?

И ранее, и на обсуждаемом совещании нами выработаны и представлены в высшие органы власти РФ конкретные предложения. Они известны и неоднократно опубликованы в печатных и электронных СМИ. В высших эшелонах власти эти предложения нашли полное понимание. Но практическое исполнение вязнет намертво в государственных структурах. Необходима сильная воля и настойчивость для того, чтобы ГА России стала достойным конкурентом развитым странам мира. Иного варианта не существует.


Автор: Сергей Крыленко
Источник: Avia.ru

Все статьи