Публикации

МАИ: вчера и сегодня

В 1930 г. в связи с развертыванием работ по индустриализации страны было принято решение о выделении из Московского высшего технического училища (МВТУ) пяти специализированных инженерных вузов...

Одним из них стало Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), в том же году получившее свое широко известное и сохранившееся до настоящего времени наименование - Московский авиационный институт (МАИ).

У истоков научно-педагогических школ МАИ стояли такие известные ученые, как Н.Аржаников, Б.Стечкин, А.Черемухин, Б.Юрьев и др. Дальнейшее развитие института тесно связано с именами В.Авдуевского, И.Артоболевского, А.Белова, И.Белякова, П.Грушина, С.Кишкина, А.Матвеенко, В.Мишина, И.Образцова, Б.Петрова, В.Пугачева, Ю.Рыжова и др.

За прошедшие десятилетия МАИ подготовил более 130 тыс. специалистов, среди которых более 100 генеральных и главных конструкторов авиационных и ракетно-космических организаций (в том числе С.Алексеев, А.Беляков, Б.Бункин, В.Макеев, С.Михеев, А.Надирадзе, Г.Новожилов, М.Погосян, М.Решетнев, Г.Северин, И.Селезнев, М.Тищенко, Ал.Туполев, О.Фаворский, В.Чепкин, М.Янгель и др.), 38 академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР и Российской академии наук (в том числе Г.Бюшгенс, Э.Григолюк, С.Егер, С.Емельянов, А.Коротеев, В.Костюк, И.Макаров, Г.Свищев, В.Сычев и др.), 20 космонавтов, 38 летчиков-испытателей - Героев Советского Союза и России.

В настоящее время институт включает в себя 11 факультетов дневного обучения («Авиационная техника», «Двигатели летательных аппаратов», «Системы управления, информатика и электроэнергетика», «Радиоэлектроника летательных аппаратов», «Экономика и менеджмент», «Аэрокосмический», «Робототехнические и интеллектуальные системы», «Прикладная математика и физика», «Прикладная механика», «Гуманитарный», «Иностранные языки»), а также ряд территориальных факультетов и факультетов вечернего обучения. МАИ ежегодно выпускает свыше 2000 специалистов, подготовку которых по 52 специальностям осуществляют 15 академиков и членов-корреспондентов РАН, более 350 докторов наук и 1100 кандидатов наук.

Несмотря на известные трудности последних 15 лет, институт в основном сохранил мощный научный потенциал по характерным для него основным направлениям научно-технического прогресса.

Девять научных коллективов вуза имеют статус ведущих научных школ Российской Федерации. Только за последние 10 лет ученые МАИ стали лауреатами трех Государственных премий РФ в области науки и техники (в том числе: за разработку и внедрение семейства сверхлегких многоцелевых самолетов; за решение широкого класса динамических контактных задач механики сплошных сред) и 14 премий Правительства РФ в области науки и техники (в том числе: за создание и внедрение системы днищевых интерцепторов, обеспечивающей снижение сопротивления движению и умерение килевой и бортовой качки быстроходных судов; за разработку и внедрение системы создания сложных изделий машиностроения на основе универсальных высокоэффективных конструкторских решений; за разработку и внедрение методологии высокоточного отделения космических аппаратов; за создание технологии предотвращения крупных пожаров; за разработку научно-технического обеспечения совершенствования энергосистем Международной космической станции и космических станций будущих поколений; за создание новых типов электрических машин на основе высокотемпературных сверхпроводников; за разработку и внедрение нового класса высоковольтных статических преобразователей электроэнергии для железнодорожного транспорта; за разработку и создание бортовой аппаратуры для систем управления космическими аппаратами; за учебники «Конструкция самолетов», «Системы оборудования летательных аппаратов», «Летные испытания самолетов», «Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов», «Проектирование зенитных управляемых ракет»).

МАИ имеет сертификат разработчика авиационной техники (в части легких гражданских воздушных судов, предназначенных для эксплуатации по правилам визуального полета). Соответствующая деятельность института осуществляется Отраслевым специальным конструкторским бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС МАИ). Именно в этом конструкторском бюро разработана упоминавшаяся выше и отмеченная Государственной премией РФ серия самолетов различных модификаций, базой для которых явился сверхлегкий самолет, известный как «Авиатика-МАИ-890».

К настоящему времени созданное семейство сверхлегких летательных аппаратов включает в себя:

  • одноместный самолет «Авиатика-МАИ-890» (имеет сертификат типа);
  • двухместный самолет «Авиатика-МАИ-890У»;
  • 4 сельскохозяйственный самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» (имеет сертификат типа);
  • сельскохозяйственный двухместный самолет «Авиатика-МАИ-890УСХ».

Все вышеперечисленные самолеты выпускаются серийно ФГУП РСК «МиГ». Кроме того, создан ряд опытных образцов, которые в настоящее время находятся в эксплуатации:

  • одноместный самолет «Авиатика-МАИ-900» («Акробат») пилотажного класса;
  • двухместный самолет «Авиатика-МАИ-910» со складывающимся на земле крылом;
  • планер «Авиатика-МАИ-920»;
  • одноместный автожир «Авиатика-МАИ-890А» (опытный образец, прошедший летные испытания);
  • одноместный автожир «МАИ-205» (также прошел летные испытания).

На авиасалоне МАКС-2007 будет демонстрироваться разработанный ОСКБЭС МАИ в 2002-2004 гг. и производимый серийно с 2005 г. сверхлегкий многоцелевой двухместный самолет МАИ-223 «Китенок». Он представляет собой двухместный одномоторный подкосный моноплан-парасоль, имеющий трехопорное неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Расположение экипажа в кабине - «бок о бок», управление штурвальное, спаренное. Такая компоновка обеспечивает оптимальное соотношение весовых и аэродинамических характеристик самолета и отличается комфортом общения в кабине при обучении. Схема и параметры шасси в сочетании с механизацией крыла обеспечивают самолету высокие взлетно-посадочные свойства, допускающие внеаэродромную эксплуатацию, в том числе позволяющие производить посадку с подбором площадки с воздуха. Возможна установка поплавкового и лыжного варианта шасси.

Крыло самолета имеет возможность складывания для транспортировки и хранения в объеме, не большем, чем стандартный автомобильный гараж. Широкий диапазон эксплуатационных скоростей (65-235 км/ч), перегрузок (от -3 до +6), высокая энерговооруженность, обеспечивающая самолету скороподъемность до 8-10 м/с, а также закрытая вентилируемая и обогреваемая кабина с низким уровнем шума и хорошим обзором позволяют успешно эксплуатировать самолет даже в жестких условиях.

МАИ-223 «Китенок» поставляется в виде готового самолета или в виде комплекта для самостоятельной постройки.


Автор: Анатолий Геращенко, Александр Матвеенко
Источник: Aviationunion.ru

Все статьи