Публикации

На какой «супервертушке» летают чекисты?

Секретная высадка десанта на Эльбрусе на высоте 5621 метр оставила вопросы у читателей...

«Известия» в понедельник сообщили о том, что на высочайшей точке Европе - вершине горы Эльбрус высадился десант ФСБ. Это произошло в рамках летно-тактических учений, в ходе которых «отрабатывалось взаимодействие Центра спецназначения и авиации ФСБ при решении антитеррористических задач в условиях зимнего высокогорья».

Внимательные читатели указали нам на технический вопрос, который у них остался после нашей публикации. Каким образом вертолет Ми-8 приземлился на вершине Эльбруса, если заявленная для этой машины высота посадки не должна превышать 4500 метров? В некоторых СМИ даже появились предположения, что группа десантников во главе с директором ФСБ Николаем Патрушевым летела на какой-то новой, суперсекретной «вертушке».

Вот что удалось узнать «Известиям» об операции на Эльбрусе.

По инструкции вертолеты Ми-8 и Ми-24 летают на высоте не выше 6000 метров и не садятся на площадках свыше 4500 метров. Это связано с тем, что маневры совершаются в разреженной, крайне неблагоприятной атмосфере. Попросту говоря, даже сев на точке высотой 5621 метр, вертолет может с нее больше не взлететь - из-за потери мощности двигателя. В случае с антитеррористическим десантом Патрушева посадка и взлет на Эльбрусе стали возможны благодаря тому, что «вертушку» пилотировал уникальный человек. Совпадение: в одном из январских номеров «Известий» мы опубликовали фотографию, на которой вертолет буксирует огромный крест. Снимок сделан в Петропавловске-Камчатском, крест был доставлен и прямо «с воздуха» смонтирован на куполе собора. Причем все это время с сантиметровой точностью машина висела над храмом.

Как выяснилось, за штурвалом вертолета тогда сидел начальник управления авиации ФСБ. Пилот высшего класса, да к тому же летчик-испытатель. Ему же было поручено доставить десант на Эльбрус. Перед тем как сесть, пилот облетел вершину, лично убедился в том, как распределяются воздушные потоки, уточнил, каковы метеоусловия и состояние снежного покрова.

А как быть с инструкцией, если приземлились-то на высоте 5621 метр? Однако чекисты утверждают, что с формальной точки зрения нарушения нет. Посадка произведена в ходе антитеррористических учений по решению руководителя ведомства, которое их проводило, объяснили нам в ЦОС ФСБ. Причем решение принималось именно с учетом того, что за штурвалом - опытнейший пилот с квалификацией летчика-испытателя.

Жаль, что нет у нас «супервертушки». Зато с мастерами пилотажа - порядок. Да разве в России когда-то было иначе?


Автор: Владимир Александров
Источник: Известия.Ру

Все статьи