Публикации

«О малой авиации не говорит только ленивый»

24 мая 2007 года в пресс-центре агентства ИТАР-ТАСС медиа-клуб «Авиакосмос» провел пресс-конференцию «Авиация общего назначения (АОН) - рождение или возрождение».

В ней приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, Правительства Москвы, отраслевых общественных организаций.

Заместитель директора Департамента гражданской авиации Министерства транспорта России О.М. Труфанов сообщил, что на сегодняшний день АОН занимает значительный сегмент авиационного рынка. Отсутствие координирующих действий в области авиации в период 1990-х гг. повлекло за собой неоправданное сокращение региональных перевозок, недоразвитие наземной инфраструктуры, потерю темпов обновления авиапарка воздушными судами отечественного производства. Эту ситуацию необходимо переломить. Многие вопросы имеют статус государственного значения требуют скоординированных действий в определении норм и правил в технических и финансовых аспектах.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.И. Волымерец рассказал о мерах, предпринимающихся ФСНСТ по развитию и господдержке АОН в России. Отмечается увеличение количества эксплуатантов АОН, парка воздушных судов и рост применения АОН в России. Проблемы вокруг АОН решаемые, и перспектив много.

Заместитель главы Департамента транспорта и связи Правительства Москвы по вопросам авиации В.Д. Мишанин отметил, что столичные власти решили организовать полеты воздушных такси между Москвой, областью и регионами. Для создания рынка услуг авиатакси предполагается использовать сертифицированные аэродромы, вертодромы и вертолетные площадки. Правительством Москвы недавно был предпринят ряд мер. Например, постановлением от 25 июля 2006 г. N537-ПП одобрена «Городская целевая программа возрождения и развития региональных авиаперевозок с использованием малой авиации на 2006-2010 гг.».

Также принят Закон г. Москвы от 13 декабря 2006 г. N 63 «О Городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 гг.». Реализация Программы в период 2007-2010 гг. будет осуществляться в два основных этапа: 2007 г. и 2008-2010 гг.

Президент общественной некоммерческой организации - Фонда «Партнер гражданской авиации» О.М. Смирнов отметил, что для молодых людей малая авиация, ее функционирование носит воспитательный и социальный характер. В кратчайшие сроки должно быть сформировано правовое поле ее деятельности. Практика запретов несанкционированных полетов неэффективна. Необходимо зафиксировать статус малой авиации и провести целый ряд необходимых мероприятий.

Было еще несколько очень ярких, значимых выступлений. Председатель исполнительного комитета Межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика» В.Г. Цветков, в частности, высказал следующее: «О малой авиации не говорят только ленивые. Надо, чтобы за словами были конкретные дела. Около 10 лет назад мы имели возможность их видеть. Например, то, что было тогда сделано на аэродроме Мячково, может служить хорошей моделью и сегодня».

Подытожив все выступления, можно сказать следующее. В настоящее время АОН - важнейшая часть мировой транспортной системы. Обороты, связанные с АОН, исчисляются миллиардами долларов, ее роль в экономике многих стран трудно переоценить.

Потенциал АОН в России велик в силу многих причин: это и наличие огромной территории страны, и реальный рост ее экономики, а также наметившееся улучшение благосостояния граждан.

Учитывая специфику географического положения России, требуется:

  • приложение всех усилий к возрождению отечественного «малого авиастроения», учитывая спрос российских граждан на приобретение частных воздушных судов;
  • признание зарубежных сертификатов типа воздушных судов ;
  • наличие и развитие объектов наземной инфраструктуры по наземному обеспечению полетов АОН (сети объектов);
  • наличие авиатехнических комплексов, центров по техническому обслуживанию авиационной техники;
  • наличие системы обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения;
  • введение уведомительного принципа полетов, что возможно только при реструктуризации воздушного пространства и организации использования воздушного пространства в части полетов АОН;
  • наличие системы подготовки авиационного персонала АОН;
  • обеспечение функционирования систем авиационной безопасности и безопасности полетов;
  • наличие отрегулированной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность АОН.

Только при выполнении указанных выше условий можно говорить о рождении или возрождении, а в дальнейшем - и о развитии АОН в России.

В российском законодательстве не существует понятия «малая авиация», существует понятие «авиация общего назначения». Для определения порядка государственного регулирования малой авиации необходимо определиться с терминологией и законодательно сформулировать это понятие.

Хочется верить, что будут проведены конкретные мероприятия по приведению нормативной базы в соответствие, учитывая требования реально существующего сегмента малой авиации России, скоординированы работы по восстановлению сети малых аэродромов, возрождению отечественного малого авиастроения, а также по использованию воздушного пространства. Обсуждение этих актуальных вопросов на высоком уровне придаст новый импульс становлению отечественной авиации общего назначения.


Автор: Ирина Симонова
Источник: Aviapanorama.info

Все статьи