Публикации

А ну-ка береги свой чемоданчик

Пропал багаж: кто виноват и что делать...

Вы благополучно приземлились, прошли паспортный контроль и с нетерпением кидаетесь к багажной ленте, чтобы воссоединиться со своими вещами. Но не тут-то было. Попутчики уже получили свои чемоданы и сумки, а вы все еще вглядываетесь в черное полотно, уже теряя всякое терпение. Но вашего чемодана нет! В такие минуты самое главное - не паниковать. Вы далеко не первый пассажир, оказавшийся в подобной ситуации. Ассоциация европейских авиалиний составила отчет о том, какие авиакомпании лучше и хуже всего заботятся о багаже своих клиентов. Будьте внимательны, если ваш перевозчик частенько теряет вещи пассажиров. В любом случае существуют правила, при соблюдении которых вы сами можете обезопасить свои вещи. В этом вам помогут советы «Известий».

Каждые 90 секунд авиакомпании теряют багаж своих клиентов. В Европе также ежегодно составляется рейтинг компаний, которые часто забывают или отправляют не по адресу вещи своих клиентов. Очередной такой список на этой неделе был опубликован Ассоциацией европейских авиалиний. Оказалось, что лучше всех с доставкой багажа справляются Air Мalta, Turkish Airlines и Croatia Airlines. В хвосте же плетутся Alitalia (23-е место), British Airways (24-е место) и TAP Portugal (25-е место). Они умудряются терять 30-35 чемоданов на каждую тысячу пассажиров. Не слишком трепетно следят за багажом клиентов также немецкая Lufthansa, французская Air France и голландская KLM.

Российские перевозчики тоже не без греха. Правда, за ними никто кроме клиентов не следит, а сами они делятся подобной информацией неохотно. Лишь «Аэрофлот» и «Трансаэро» рассекретили свои показатели, которые оказались на порядок ниже, чем у европейцев. Первая теряет всего 3,4 чемодана на тысячу человек, вторая - 1,6.

Почему чемоданы пропадают? Существует несколько причин. Самая распространенная - потеря бирки, которая крепится на багаж при регистрации. Если она оторвалась в процессе транспортировки или перегрузки с рейса на рейс, то определить, на какой самолет нужно грузить чемодан, просто невозможно. В этом случае вещи пассажира передаются в своего рода бюро находок, которое называется Lost & Found. Иногда при транзитном рейсе сумка может быть отправлена не в том направлении из-за компьютерного сбоя в системе регистрации или в системе погрузки. Бывает, что ваши вещи по ошибке прихватил другой пассажир.

Во всех этих случаях дело поправимо, и возвращение вашего багажа лишь вопрос времени. После того как вы сообщите об утере и заполните необходимые документы, приметы вашего чемодана будут внесены в общую сеть поиска World Tracer, к которой подключены практически все международные авиакомпании, и она начнет искать соответствия между заявкой пассажира и информацией о найденном багаже. Сам пассажир при этом получает на руки распечатку с номером заявки на розыск. Как только система показывает, что багаж найден, и указывает место его нахождения, человека информируют о хеппи-энде.

Как правило, багаж присылается ближайшим рейсом. Если же доставка занимает несколько дней, сотрудники авиакомпании обязаны доставить пассажиру чемодан по указанному им адресу. Как показывает статистика, в 80% случаев счастливое воссоединение вещей с владельцем происходит в течение 24 часов.

Некоторым пассажирам не везет. Они попадают в несчастливое меньшинство, и багаж к ним не возвращается или возвращается сильно видоизмененным. Ведь пока не найдена панацея от так называемого человеческого фактора. Грузчик в аэропорту может оказаться или нечистым на руку, или просто растяпой, который не слишком бережно обращался с вашими вещами.

Тут на помощь пассажиру приходят Варшавская конвенция и Гаагский протокол, которые регулируют вопросы компенсаций за утерю и задержку багажа. Они гласят, что, если ваши вещи не нашлись в течение 100 дней, авиакомпания обязана оплатить материальный ущерб из расчета $20 за килограмм веса. Общий вес определяется по багажному талону. Если чемодан по каким-либо причинам не был взвешен, то его полный вес будет оценен всего в 35 кг. Компенсации также выплачиваются и за утерянный багаж, провозимый в салоне самолета. Но расценки тут другие - $400 вне зависимости от веса. По тем же тарифам оплачивается поврежденный багаж.

Впрочем, если «слегка помятым» оказался чемодан, набитый платьями от кутюр, стоимость которых в десятки раз превышает установленные расценки, можно попробовать заставить авиакомпанию возместить дополнительный ущерб. Для начала нужно предъявить перевозчику претензию, сопроводив ее письмом, в котором объяснить причины вашего расстройства. Не тяните со сроками подачи, которые составляют 7 дней с момента получения вещей в аэропорту или 21 день, если мятый, рваный и грязный багаж вам доставили на дом. Если колье пропало навсегда вместе с чемоданом, претензия подается в течение 18 месяцев. Немного вашего упорства и страха авиакомпании за свою репутацию - и вы сможете получить до $5 тысяч.

Полезные советы пассажирам

Как уберечь багаж

  1. Если вы летите транзитом, то рассчитайте время так, чтобы промежуток между рейсами составлял не менее часа. В противном случае ваш чемодан могут просто не успеть подвезти к самолету.
  2. Когда собираете вещи, сорвите с багажа все старые бирки авиакомпаний, чтобы не путать сотрудников аэропорта.
  3. Не берите в дорогу ветхие сумки с неработающими замками. По дороге к самолету ваш багаж может оказаться разбросанным по взлетно-посадочной полосе. Поверьте, никто не будет задерживать рейс, пока ваши вещи не соберут. Можно также подстраховаться и обтянуть вещи пластиковой лентой. Такую услугу предоставляют практически в любом аэропорту.
  4. Квитанции, прикрепляемые при сдаче в багаж к ручкам чемоданов и сумок, иногда отрываются. Поэтому следите, чтобы работники авиакомпаний прикрепляли их к одной ручке сумки, а не к двум сразу.
  5. Внутри и снаружи багажа напишите ваши имя, домашний адрес или телефон. Кстати, для этого пассажирам выдаются специальные багажные бирки. Нелишним будет также вложить в чемодан листок с описанием вашего маршрута. Все эти нехитрые манипуляции упростят как доставку багажа, так и его поиск, если он потеряется. Небесполезно также пометить ваши вещи ярким опознавательным знаком - ленточкой, наклейкой, брелоком. В этом случае будет больше шансов, что ваш багаж не попадет к другому пассажиру.
  6. При сдаче багажа убедитесь, что на бирке авиакомпании, прикрепленной к чемодану, точно указан последний пункт назначения вашей поездки. Не забудьте также взять корешки квитанций со штрих-кодом UPC после сдачи багажа.

И как его искать

  1. Если вы не обнаружили ваших вещей на багажной ленте, не паникуйте. Это еще не означает, что они потеряны. Иногда случается, что багаж доставляется в аэропорт раньше владельца, и тогда он дожидается его в зоне для безопасного хранения.
  2. В любом международном аэропорту есть стойка розыска багажа, как правило, она называется Lost & Found. Туда и нужно обращаться в случае утери багажа.
  3. Вас обязательно попросят составить акт, где придется описать внешний вид чемодана, указать его тип, фирму-производителя, данные об именной бирке, о наличии или отсутствии колесиков, ручек и т.д. Поэтому будьте внимательны к своим вещам.
  4. Акт необходимо составить в двух экземплярах. Один остается у авиакомпании, другой нужно взять с собой.
  5. У сотрудника, который помогал составлять акт, нелишним будет взять телефон на случай возникновения проблем.
  6. Когда авиакомпания приступила к поиску багажа, стоит потребовать внимания и к себе. Большинство перевозчиков в случае утери багажа предоставляют пассажиру вещи первой необходимости (зубную щетку, бритву, расческу). Солидные авиакомпании могут даже выдать аванс на необходимые покупки - не более $250. Если вам такой аванс не выдали, то, получив багаж, вы можете предъявить оригиналы чеков и квитанций на покупки. Тогда вам компенсируют потраченные средства. Отметим, что стоимость приобретенной одежды возмещается только на 50%. Поэтому не переусердствуйте.
  7. Когда ваш багаж отыщется, то обязательно проверьте, все ли вещи на месте. Бывают случаи, когда в найденных чемоданах не хватает каких-либо вещей.


Автор: Ольга Горелик
Источник: газета «Финансовые Известия»

Все статьи