Публикации

Цена нашей жизни

России стоит присмотреться к мировому опыту в деле оценки рисков авиаперевозчиков

В окружном суде штата Иллинойс (США) на этой неделе началось судебное разбирательство с участием родственников жертв авиакатастрофы Boeing 737 в Перми. С иском к Федеральному авиационному агентству Соединенных Штатов выступил отец одного из погибших. Через суд он рассчитывает доказать, что ведомство допустило халатность при подготовке российских пилотов. Сумма иска может составить 10 млн. долл. Не секрет, что размеры компенсаций и страховых выплат в случае авиакатастроф в США одни из самых больших в мире. Минимальная страховая выплата почти в 40 раз превышает сумму, что заплатила пострадавшим страховая компания "Москва", в которой были застрахованы все риски по разбившемуся 14 сентября самолету. Каждый пассажир был застрахован компанией "Аэрофлот - российские авиалинии" на 2 млн руб.

Нормативная база, регламентирующая возмещение вреда пострадавшим в авиакатастрофе, путанная и неоднозначная. Суммы страховых выплат в России варьируются от 2 до 75 млн руб. Это зависит от того, что самолет страхуется по правилам, которые установлены в странах, над территорией которых проходит полет. Если принадлежащий российской компании самолет выполняет внутренний рейс, страховая сумма составит 2 млн руб. Если самолет пересекает границу России, эта сумма возрастает до 9,7 млн руб. А если воздушное судно попадает на территорию США, перевозчику придется застраховать пассажиров на 75,9 млн руб.

Стоит отметить, что цены на авиабилеты в России вполне соответствуют международным, а подчас даже выше. При этом размеры компенсаций в разы отличаются от принятых в странах Европы и в США. Налицо двойной стандарт по вопросам страхования и возмещения вреда жизни и здоровью граждан. Самолеты, выполняющие внутренние рейсы, страхуются по одной цене, самолеты, выполняющие международные рейсы, - по другой, более высокой.

Неудивительно, что человек, потерявший не только сына, но и кормильца, опору его старости, пожелал восстановить справедливость, обратившись в иностранный суд. Там у него будет больше шансов на победу, нежели в российском суде. С точки зрения буквы закона российский перевозчик исполнил все свои обязательства по страхованию, возложенные на него, а страховая компания произвела выплаты в полном объеме. Но осознание того, что жизнь российского гражданина в 37 раз дешевле жизни американца, причиняет родственникам погибших дополнительные моральные страдания и заставляет их искать справедливости за океаном.

Эксперты считают, что выходом из создавшейся ситуации могли бы стать повышение уровня страхования и приведение российских законов в соответствие международным уровням. Безусловно, это отразится на увеличении капиталовложений в обновление парка самолетов и безопасность полетов и сократит прибыли российских авиакомпаний. Но стоит заметить, что западные авиакомпании страхуют по более высоким тарифам и при этом не сетуют на низкую рентабельность.

Мировой опыт показывает, что человеческая жизнь имеет стоимость и ее можно определить в денежном выражении. Это важно при исчислении размера компенсационных выплат при травматизме и гибели работников, в случае аварий, катастроф и террористических актов. И очень важно ориентироваться на эту стоимость при определении сумм страховых выплат при страховании жизни и здоровья.

Сегодня в соответствии с российским законодательством стоимость жизни определяется в диапазоне от 60 МРОТ до 180 должностных окладов. При этом отдельные категории граждан не защищены и их жизнь ничего не стоит, к ним относятся дети, нетрудоспособные граждане и те, кто не работал в момент инцидента, - например, возвращался из отпуска.

Несмотря на все особенности российского авиарынка и непростые условия работы отечественных авиакомпаний, России все же стоит присмотреться к мировому опыту в деле оценки рисков.


Источник: Независимая газета

Все статьи