Публикации

Режим висения и утраты интеллектуальной собственности

Разработка российских ученых - вертолетная система точного висения и обзора (СТВО)...

Экономия топлива, сбережение ресурса вертолета, сокращение времени на обучение пилотов, доступность выполнения сложных режимов полета для широкого круга летчиков, снижение требований к квалификации экипажа, а также актуальность, высокая рентабельность, минимизация технических, внедренческих и коммерческих рисков - вот неполный перечень достоинств разработки российских ученых - вертолетной системы точного висения и обзора (СТВО), которой может быть оборудован любой винтокрылый летательный аппарат.

Рассмотрим на примере ее патентования некоторые практические аспекты заявки в Европейское патентное ведомство (ERV).

Авторами разработки СТВО еще в феврале 2004 г. получен патент РФ № 37848 «Система для управления положением вертолета в режиме висения». Важно было зарегистрировать авторские права и за рубежом. Существует определенный порядок подачи международной патентной заявки, предусматривающий международную и национальную и/или региональную фазы (РСТ-заявка).

На международной фазе проводится поиск уровня развития техники, а также публикация патентной заявки с сообщением о результатах поиска. После этого может быть подано заявление на проведение предварительной экспертизы, которая осуществляется также в рамках международной фазы.

В течение 30 месяцев после подачи Международной заявки происходит переход в так называемую национальную или региональную фазу. В рамках такого перехода на национальную/региональную фазу податель заявки должен подать заявление на проведение экспертизы в тех государствах, в которых он хотел бы испросить охрану на национальном уровне, либо в каком-либо региональном ведомстве, например, в Европейском патентном ведомстве, уплатив требующие пошлины и, при необходимости, предоставить перевод патентной заявки на официальный язык такого ведомства. Дальнейшая процедура по выдаче патента протекает параллельно в национальных и региональных ведомствах. В случае с ERV через 31 месяц наступают сроки уплаты пошлин по всем выбранным странам, а также, возможно, сроки предоставления соответствующих переводов на языки этих стран.

В результате перевода заявки на региональную фазу (РСТ-заявка) будет гарантирована охрана патентных прав максимум в 32 европейских странах.

Если перевод РСТ-заявки на национальную или региональную фазу не состоится, то у авторов в принципе не остается возможности сохранить патентные права на свое изобретение за рубежом и по истечении вышеназванного срока любой может скопировать его за рубежом для использования изобретения в своих коммерческих целях.

Подобный финал ожидает многих российских авторов патента. В основном, из-за их финансовых ограничений. Сейчас подобная ситуация складывается с РСТ-заявкой «Способ управления положением вертолета в режиме висения и система его реализации» (№ WO 2006/115437A2).

Судите сами:

  • суммарные расходы, связанные с переводом нашей РСТ-заявки на региональную фазу в ERV, составляют 4220 евро;
  • суммарные затраты за 20 лет патентной охраны в Германии составят в среднем примерно 20 000 евро;
  • зарегистрировать изобретение в Германии, только как полезную модель стоит 2 400 евро и т.д.

Надо отдать должное немецкой пунктуальности - за несколько недель до срока перевода РСТ-заявки № WO 2006/115437A2 на региональную фазу в ERV ее авторы получили соответствующее напоминание, но 4220 евро у авторов не было и нет. В итоге, уже на момент верстки данной статьи патент был практически потерян.

Вывод из этого печального факта очевиден. Надо, на наш взгляд, решать задачу инвестирования со стороны государства в эту область, т.к., в конечном итоге, это - инвестирование в национальный научно-технический прогресс, в интеллектуальный потенциал и обороноспособность страны. При этом государство может и должно становиться патентообладателем. Кроме того, необходимо добиться, чтобы патентная охрана ERV была и в России.

Система точного висения и обзора обеспечивает ручное и автоматическое управление вертолетом, радикально увеличивает эффективность, безопасность и сферу применения вертолета и вертолетных технологий, особенно при аварийно-спасательных работах, пожаротушении лесных массивов, при работе с внешней подвеской, при монтажных работах над высотными сооружениями, в режимах висения, при вертикальной посадке на подвижные объекты типа 'корабль'. В сочетании с гравиинерциальной системой аппаратно-программный комплекс СТВО может быть эффективно использован для разведки месторождений нефти, газа, артезианской воды и последующего освоения месторождений. Обеспечивая гармоничное решение задач улучшения обзора и автоматизации управления вертолетом, СТВО существенно улучшает выполнение основных режимов полета.


Автор: Виктор Меркулов
Источник: Авиапанорама

Все статьи