Публикации

Электронный авиабилет вот-вот станет обязательным, как тогда жить путешественникам?

Электронный авиабилет для многих любителей попутешествовать на дальние расстояния - до сих пор экзотика...

Между тем, им очень скоро придется привыкать к новинке. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), объединяющая 240 авиакомпаний, которые осуществляют 94 проц регулярных международных перевозок, с 1 июня 2008 года полностью откажется от бумажных и перейдет на электронные авиабилеты. Таким образом, по словам генерального директора IATA Джованни Бизиньяни, очень скоро «бумажный авиабилет будет нужен разве что коллекционерам».

Идея электронного билета по своей сути удобна и выгодна всем. В принципе, это полный аналог обычного документа на бумажном носителе, к которому мы привыкли. Разница лишь в том, что все действия с билетом - от брони и до стойки регистрации - осуществляются в виртуальном пространстве. От покупателей, то есть, от нас с вами, требуется лишь зайти в Интернет, выбрать нужный рейс и авиакомпанию, сориентироваться по цене и заказать билет. После этого пассажир по защищенному каналу сообщает номер своей кредитной карточки. Производится списание средств и тут же в режиме он-лайн выпускается электронный билет. И все, больше не нужно ничего - достаточно в нужное время приехать в аэропорт с паспортом. При желании пассажир может получить распечатку бланка билета, содержащую всю необходимую информации. Но если он ее потеряет - ничего страшного. Возобновлять ее можно сколько угодно раз. Изменение даты вылета, обмен, возврат - с электронными билетами можно делать все, что и с обычными.

Электронный билет хранится в базе данных перевозчика, что исключает возможность его кражи или потери. Заказать его можно хоть из самого глухого села, лишь бы там был Интернет. Переход на новую систему выгоден и авиакомпаниям. А по подсчетам IATA, он позволит на 9 долларов сократить расходы на обслуживание одного пассажира, а также уменьшить потребление бумаги, что при нынешнем «буйстве» защитников экологии на Западе как нельзя более актуально.

Система эта уже давно прижилась во всем мире. IATA начала переходить на электронные билеты около трех лет назад. В настоящее время электронными билетами пользуются 84 проц ее пассажиров. В августе Ассоциация сделала последний заказ на бумажные билеты: она заказала 16,5 млн. бланков, которые должны использовать до 31 мая 2008 года. Лишь в России новая система до сих пор рождает вопросов больше, чем ответов на них. Как заявили участники сегодняшней пресс-конференции, даже страны Африки в части перехода на электронные авиабилеты уже оставили нашу страну далеко позади. И это при том, что мы собираемся делать ставку на инновационную экономику и развитие высоких технологий! В России на эту систему перешел перевозчик-дискаунтер Sky Express, такие билеты можно заказать у «Аэрофлота» и других авиакомпаний. Однако до массового внедрения прогрессивной технологии далеко. Прежде всего, мешает менталитет граждан. «Как это я без «бумажки» поеду в аэропорт, - недоумевают клиенты. - А если что-то не сработает, если меня не окажется в списках, что и кому я должен буду доказывать?» Полет же, как правило, отложить нельзя - либо это срочный деловой или личный визит, либо долгожданный отпуск, заранее согласованный. Так что рисковать не хочет никто.

Законодательное сопровождение идеи электронного билета до последнего времени тоже «хромало». Ведомства долго согласовывали между собой положения законопроекта, между тем, в настоящее время такие бланки не принимаются для бухгалтерской и иной финансовой отчетности. Лишь в апреле Госдума приняла законопроект, дающий «добро» на использование электронного авиабилета в России, в первом чтении. Если в нынешнюю осеннюю сессию депутаты примут закон в окончательном варианте, авиаперевозчики ускорят процесс перехода на новую форму «обилечивания» граждан.

Еще одна, и, по словам участников мероприятия, главная проблема - отсутствие эффективной организации Интернет-платежей посредством банковских карт и электронных денег. Ведь большинство покупателей электронного билета в Интернете предпочтет платить именно в безналичной форме с собственного банковского счета. В рамках одной авиакомпании договориться обо всех аспектах этой сделки непросто, поэтому единая система просто необходима. Как рассказал руководитель проекта E-Avia Игорь Зворюкин, попытки создания таких решений в России принимались не единожды. Предлагаемая E-Avia платформа, по словам ее создателей, сочетает в себе все, что требуется от такой системы: безопасность, мультивалютность, поддержка всех международных платежных систем. Можно будет производить оплату и из-за рубежа, а начало продажи билетов для физических лиц после подключения к такой системе произойдет менее чем через месяц. Пока И.Зворюкин отказался отвечать на вопрос, с какими компаниями уже заключены соответствующие договоры. Он заявил лишь, что они входят в «топ-10» отечественных авиаперевозчиков.

Однако за все нужно платить. Как было заявлено на пресс-конференции, проект E-Avia будет предлагаться авиакомпаниям, турфирмам и другим заинтересованным лицам по максимально низкой цене. Ведь здесь максимально важно подключить как можно больше клиентов, а затем можно будет «делать деньги» на обслуживании системы. Однако, по словам И.Зворюкина, цена вопроса зависит от размера пакета, приобретаемого клиентом, и начинается от 15 тыс долл. Разные уровни системы предлагают разные сервисы, и, если серьезный клиент рассчитывает предложить пользователям полный комплекс услуг, это может обойтись ему в сотни тысяч долларов.

Все это замечательно, но как прикажете покупать билеты тем, у кого Интернета нет? По разным оценкам, даже в Москве возможность воспользоваться Всемирной сетью есть у половины жителей, в регионах же ситуация еще более плачевна. В целом по России выходить в Интернет и совершать там какие-либо сделки могут лишь менее 20 проц граждан. Получается, что те, кто не в ладах с высокими технологиями будут отрезаны от полетов? Эксперты заверяют, что ничего страшного не произойдет. Во-первых, в России лишь несколько авиакомпаний входят в IATA, остальные же вольны продавать билеты, как прежде. Во-вторых, даже электронный билет можно приобрести в обычной кассе и за наличные - такой возможности никто не отменял. Конечно, по безналу перевести деньги с банковского счета проще, но не у всех в России такие счета есть. Так что приходите с деньгами в обыкновенную авиакассу, и там совершат за вас все операции с компьютером. Другое дело, что на руки сам билет в привычном виде вам не выдадут, но тут уж придется понадеяться на четкость и скоординированность работы всех систем. Хотя, как мы знаем, сразу все хорошо у нас не бывает, и, возможно, инцидентов, связанные с «зависанием» базы и утерей билетов избежать не удастся.

И последнее. Если вы решили воспользоваться электронным авиабилетом при поездке в командировку и вам необходимо отчитаться перед компанией, вы сможете предъявить к отчету кассовый чек, который выдается вам при приобретении билета за наличные. При необходимости в кассе вам предоставят счет-фактуру в подтверждение оплаты и использования перевозки. Если же вы приобрели билет в Интернете, то достаточно предъявить распечатку бланка и посадочный талон. Так что в будущем летать без лишних бумаг, возможно, будет проще.


Источник: Prime-tass.ru

Все статьи