Публикации

Росаэронавигация обеспечит все полеты

Государственная Дума одобрила на пленарном заседании в пятницу законопроект второго чтения «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства»...

Документ внесло 27 сентября 2007 года правительство, в первом чтении он одобрен 11 октября, сегодня его поддержали во втором чтении без обсуждения 272 депутата, 5 было против.

По замыслу авторов инициативы, необходимость принятия Федерального закона обусловлена осуществляемыми в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 2005 года «О Федеральной аэронавигационной службе» мерами по совершенствованию государственного регулирования использования воздушного пространства РФ.

В соответствии с данным Указом, Федеральная аэронавигационная служба является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства РФ; оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства РФ; организацию единой системы авиационно-космического поиска и спасания; управление государственным имуществом, лицензирование и сертификацию в установленной сфере деятельности (в том числе сертификацию типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также их производства); установление ставок сборов за аэронавигационное обслуживание и порядка их взимания, распоряжение средствами от указанных сборов; выдачу разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство РФ и на пересечение ими государственной границы РФ.

Ранее эти полномочия были закреплены за уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области гражданской авиации. Передача полномочий по государственному регулированию использования воздушного пространства в компетенцию одного федерального органа исполнительной власти потребовала изменения в ряд статей Воздушного кодекса РФ (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 14, пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 47, пункт 2 статьи 53, статья 77, статья 88, статья 93, пункт 2 статьи 94), в текст названных статей включается формулировка об образованном уполномоченном органе в области использования воздушного пространства. В новой редакции статьи 69 Воздушного кодекса РФ раскрывается содержание понятия аэронавигационного обслуживания. В законопроекте дополнены и уточнены статьи 88 и 89 Воздушного кодекса РФ, в связи с созданием в соответствии с Указом Президента РФ от Единой системы авиационно-космического поиска и спасания.

Исходя из изменившейся в ходе административной реформы компетенции уполномоченных органов, уточнена ныне действующая норма подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, относящая средства, получаемые за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ и взимаемые в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, к целевым средствам. Изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти требуют также изменения статьи 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ», касающегося внесения наименования Федеральной аэронавигационной службы как субъекта выдачи разрешений на пересечение воздушной границы РФ. Кроме того, в целях обеспечения безопасности государства, с учетом реального объединения военных и гражданских секторов единой системы организации воздушного движения предлагается признать утратившим силу пункт 8 части 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях», допускающий возможность заключения концессионного соглашения в отношении объектов единой системы организации воздушного движения.

Госдума также одобрила законопроект второго чтения об уточнении порядка передачи персональных данных пассажиров. Соответствующий документ «О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса РФ» внесен 30 января 2007 года правительством, одобрен Госдумой в первом чтении 6 апреля, сегодня его поддержали без обсуждения единогласно 293 депутата. Законопроектом устанавливается обязанность авиаперевозчиков передавать в правоохранительные органы РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами, - уполномоченным органам иностранных государств персональные данные пассажиров, содержащиеся в соответствующих информационных системах персональных данных пассажиров.

Согласно тексту законопроекта, в статью 85.1 «Персональные данные пассажиров воздушных судов» Воздушного кодекса Российской Федерации вносится изменение, статья получает следующую редакцию: «1. В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики передают правоохранительным органам Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - уполномоченным органам иностранных государств персональные данные пассажиров, содержащиеся в соответствующих информационных системах персональных данных пассажиров. Порядок создания и ведения информационных систем персональных данных пассажиров, а также порядок передачи таких данных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации».

В пояснительной записке авторы законопроекта указали, что в свете общемирового усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в ряде зарубежных государств приняты или разрабатываются дополнения в законодательство, касающиеся обязательного предоставления электронного доступа в системы бронирования авиакомпаний. Предварительное исследование базы данных систем бронирования авиакомпаний позволит проводить анализ для целей повышения уровня авиационной безопасности, усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и выявления лиц, относящихся к потенциальным террористам и криминальным элементам на стадии бронирования авиабилета.

Электронная база полученных персональных данных о пассажирах (PNR данных) существенно увеличивает возможности правоохранительных органов по оценке рисков, упрощения общей процедуры для законопослушных пассажиров и выявления возможных угроз безопасности до посадки пассажиров на борт самолета. К примеру, в США в 2001 году принят Акт о безопасности на транспорте и в авиации, обязывающий все авиакомпании, совершающие полеты на/с территории США, предоставлять Департаменту внутренней безопасности США доступ в системы бронирования для предварительного исследования PNR данных пассажиров. Обращает на себя особое внимание тот факт, что в настоящее время 92 авиакомпании из 65 стран, осуществляющие рейсы в США, уже предоставляют американцам доступ к базе данных бронирования пассажиров.

Действующая статья Воздушного кодекса не определяет возможность передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в правоохранительные органы иностранных государств, а объем персональных данных ограничен лишь данными, содержащимися в перевозочных документах, хотя как перечень информации о пассажире в системе бронирования перевозки несколько шире и включает в себя дату рождения, паспортные данные, контактные данные (номер тел.), регистрационный номер агента, забронировавшего перевозку. В связи с этим российские назначенные авиаперевозчики при осуществлении полетов в США не выполняют требования американского законодательства в области безопасности на транспорте, что, в свою очередь, влечет применение по отношению к ним санкций со стороны американских властей, выражающихся в выставлении штрафов в размере до 5 тыс. долларов США с каждого пассажира (примерная стоимость билета Москва-Нью-Йорк-Москва - 1200 долл. США).

Данная ситуация отрицательно сказывается на экономической целесообразности выполнения полетов в США. Более того, по мнению МИДа России, невыполнение российскими авиаперевозчиками требований американского законодательства грозит превратиться в серьезнейший раздражитель в российско-американских отношениях в области безопасности на транспорте. Тем более, что американская сторона дала соответствующие заверения и гарантировала полную конфиденциальность и защиту информации от несанкционированного доступа. Авторы законопроекта утверждают, что американские авиаперевозчики, совершающие полеты в Российскую Федерацию, основываясь на требованиях американского законодательства, готовы предоставлять правоохранительным органам Российской Федерации доступ к своим системам бронирования для вышеуказанных целей при наличии в Российской Федерации необходимого законодательства. Депутаты опасаются, что базы данных попадают не в те руки, в которые они должны попадать.


Автор: Евгений Ершов
Источник: KM.RU

Все статьи