Публикации

Иркутск готовиться к МС-21

Самое успешное самолетостроительное предприятие России - Иркутский авиационный завод (ИАЗ) Корпорации «Иркут» имеет хорошие шансы сохранить лидирующее положение в отрасли...

Масштабные задачи по выполнению Государственной программы вооружения до 2015 г. (ГПВ-2015) и возвращению России на рынок гражданской авиатехники требуют специализации отдельных предприятий ОАК с целью повышения эффективности производства. Самое успешное самолетостроительное предприятие России - Иркутский авиационный завод (ИАЗ) Корпорации «Иркут» имеет хорошие шансы сохранить лидирующее положение в отрасли в случае размещения здесь государственного заказа на постановку серийного производства прорывного продукта ОАК - среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

Программа рабочей поездки Сергея Иванова по Восточной Сибири включала посещение ИАЗ и осмотр предприятия на предмет его готовности к выпуску учебно-боевого самолета нового поколения Як-130 и, в более отдаленной перспективе, - двухсотместного пассажирского лайнера МС-21, а также проверки хода выполнения масштабных проектов военно-технического сотрудничества. Двадцать пятого октября первый заместитель председателя правительства России внимательно познакомился с новыми и недавно переоснащенными цехами - люминесцентного контроля, гальваническим, международной кооперации и конечной сборки.

На сегодняшний день портфель заказов «Иркута» является самым большим в отрасли, он превышает 5,6 млрд. долларов. Вместе с тем самое серьезное внимание руководство компании уделяет техническому перевооружению ИАЗ - основной производственной площадке корпорации. Так, на эти цели решением совета директоров корпорации выделено 120 млн. долларов. В рамках технического переоснащения закуплено, установлено и освоено самое современное оборудование. Разработаны и внедрены специальные обучающие программы для работников корпорации. Проведена стажировка персонала в Германии и Франции на заводах-партнерах по программе международной промышленной кооперации.

Благодаря принятым мерам ИАЗ располагает самыми современными производственными мощностями и является первым и на сегодняшний день единственным предприятием России, получившим сертификаты соответствия стандартам Airbus. Проведенная модернизация производства позволяет выпускать на Иркутском авиазаводе современную конкурентоспособную технику, а в перспективе - и такой прорывной для российского авиапрома продукт, как пассажирский самолет МС-21.

Сегодня же мощности ИАЗ в основном загружены иностранными военными заказами. Они обеспечивают рабочими местами двенадцать тысяч сотрудников «Иркута» и сотни тысяч смежных предприятий. Повышенным спросом пользуется многоцелевой истребитель с управляемым вектором тяги Су-30МКИ.

Президент Корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил «ВПК»: «В этом году мы отгружаем 42 Су-30. Из них 12 - в Малайзию, 6 - в Алжир и 16 - в Индию, вместе с восьмью самолетными комплектами по программе лицензионной сборки». В 2008-м поставки будут не менее масштабными. В программе следующего года - более двадцати «сушек» для Алжира. А также очередные самолетные комплекты для Индии, вкупе с четырьмя полностью собранными Су-30МКИ по дополнительному контракту на сорок машин, подписанному в этом году. Благодаря долгосрочным контрактам по линии ВТС (а всего ИАЗ должен собрать для дружественных стран около трехсот истребителей) основным продуктом ИАЗ вплоть до 2012-2014 гг. останется Су-30МК. Однако по мере насыщения рынка начиная с 2012 г. ожидается постепенное сокращение спроса. Частично это будет компенсировано разворачивающимся выпуском учебно-боевого Як-130 и его модификаций.

В дальнейшем же главным продуктом корпорации может стать самолет МС-21. Как известно, в июле с.г. правление ОАК определило «Иркут» головным исполнителем программы создания этого авиалайнера. И это логично, поскольку в конкурсе Росавиакосмоса 2003 г. на лучший проект перспективного ближне- и среднемагистрального самолета (БСМС) победило ОКБ им. А.С. Яковлева, ныне входящее в состав Корпорации «Иркут».

Выбор размерности и облика самолета затянулся. Тому было много причин, в том числе необходимость безошибочно правильного определения размерности самолета, степени его технологического совершенства и обоснованные сроки выхода на рынок. Олег Демченко сообщил "ВПК", что ранее в этом году выбор концепции все же состоялся, а проект наконец-то нашел поддержку государства на всех уровнях. В августе 2008 г. предстоит защита аванпроекта, следующий год уйдет на выполнение эскизного проекта, затем настанет черед выпуска рабочей документации, постройки прототипов и летных испытаний. Последние должны завершиться получением сертификата летной годности в 2015 г.

Кроме Корпорации «Иркут» и ее «дочки» - ОКБ им. «Яковлева», выступающего системным интегратором, в разработке МС-21 участвуют АК «Ильюшина» и ОКБ им. А.Н. Туполева, ТАНТК им. Г.М. Бериева и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Формируемая производственная кооперация предполагает участие заводов в Обнинске и Воронеже в качестве поставщиков элементов планера из композиционных материалов, которые составляют 40% веса конструкции. Сборку цельнокомпозитного крыла предполагается поручить ВАСО, с подключением к работе ульяновского «Авиастара».

Завершающий масштабную программу технического перевооружения ИАЗ претендует на изготовление фюзеляжа и финальную сборку МС-21. Среди обоснований заявки есть тот факт, что Иркутск освоил самые передовые технологии выпуска металлических деталей планера, в том числе из свариваемых алюминиево-литиевых сплавов. И если применение композитов оправдывает себя в случае крыла, механизации и хвостового оперения, то сварные алюминиевые конструкции обещают наибольшую отдачу при массовом производстве фюзеляжей цилиндрической формы.

Руководство ОАК склоняется к удовлетворению заявки иркутян. При осмотре завода пояснения первому вице-премьеру давал президент ОАК Алексей Федоров: «Почему мы считаем Иркутск лучшим кандидатом? Если взять самую вместительную версию МС-21-400, получается, что размер сборочного цеха ИАЗ таков, что обеспечивает максимально эффективное кольцевое движение самолета данной размерности по мере его сборки».

На уточняющий вопрос Сергея Иванова, считает ли президент ОАК сборочный цех номер 7 Иркутского авиазавода лучшим вариантом для размещения линии сборки МС-21, Алексей Федоров ответил: «Да. Размер цеха идеально подходит для МС-21 с сохранением достаточного места для сборки Як-130».

Чтобы МС-21 мог на равных конкурировать с продукцией Airbus и Boeing, его производство должно быть построено на самых современных технологиях, по самым передовым методам. Предполагается широко использовать технологии поточного производства. При расчетном темпе выпуска двух МС-21 ежемесячно, очередная машина будет находиться в цехе окончательной сборки менее двух недель. В цехе будет оборудовано несколько позиций, через которые проследует будущий самолет. Сначала он проходит через площадку для стыковки готовых фрагментов фюзеляжа (Ф1-Ф6), затем - площадку для монтажа систем, следом ведется навеска крыльев и, наконец, заключительный этап - закрепление гондол двигателей, окончательная нивелировка и проверка правильности функционирования систем.

«С автомобильного конвейера содрали?» - спросил Сергей Иванов, выслушав сообщение президента ОАК. Тот утвердительно кивнул и заметил, что ИАЗ накопил некоторый опыт поточной сборки самолетов в восьмидесятые годы, когда в Иркутске большой серией выпускали истребитель-бомбардировщик МиГ-27 - сравнительно компактный боевой самолет с сокращенным производственным циклом.

«При выборе площадки для МС-21 будем исходить из того, что техническое переоснащение иркутского завода состоялось и заказов достаточно. А что заказчики будут, я практически не сомневаюсь», - сказал Сергей Иванов. Оптимизм в отношении заказчиков разделяет и министр транспорта Игорь Левитин. Он находился среди лиц, сопровождавших вице-премьера в поездке по Восточной Сибири.

Во время осмотра сборочного цеха Сергей Иванов дважды побеседовал с рабочими. Главное достояние иркутского завода - его многотысячный коллектив, который удалось сохранить в трудные годы после развала Советского Союза в основном благодаря иностранным заказам. Приток молодежи позволяет поддерживать средний возраст сотрудников ИАЗ на отметке в сорок лет. На завод охотно идут работать жители городка авиастроителей «Иркутск-2», близлежащих деревень и поселков. Средняя зарплата сотрудников ИАЗ составляет 15 364 рубля против 10 176 рублей в среднем по отрасли.

Рабочие спрашивали первого заместителя председателя правительства о перспективах родного предприятия, интересовались возможностью увеличения государственного заказа. «По государственной программе вооружения нам надо увеличить выпуск боевых самолетов в четыре раза, а гражданской авиации - в 37 раз, - отвечал Сергей Иванов. - Сейчас мы все основные предприятия отрасли, в том числе и ваше, консолидировали в «Объединенную авиастроительную корпорацию». Исторически так получилось, что большинство российских заводов изначально было приспособлено только для производства боевой техники. А сегодня надо, образно выражаясь, все «перемешать» так, чтобы максимально эффективно построить производство и выйти на объемы, о которых я сказал. Это потребует специализации отдельных предприятий».

Переходя к конкретным программам, вице-премьер заверил иркутян: «По линии Министерства обороны у вас будет загрузка по учебно-боевому самолету Як-130. Мы уже заключаем долгосрочные контракты, причем Минобороны переводит деньги - я за этим слежу. А из гражданской техники хотелось бы к 2015 г. поставить на поток новый среднемагистральный самолет».

В ходе обмена мнениями в цехе номер 7 Сергей Иванов сказал: «России нужен свой среднемагистральный самолет на замену Ту-154. У Иркутского авиазавода есть хорошие шансы получить МС-21 в качестве главного продукта».

Завершая беседу, первый заместитель председателя правительства подвел итог: «Беспокоиться за судьбу предприятия, как было еще десять лет назад, сегодня уже не приходится. Так что не волнуйтесь! Перспективы у завода нормальные. Сегодня государство поддерживает авиационную отрасль ресурсами. Будем серьезно наращивать производство гражданских самолетов».


Автор: Владимир Карнозов
Источник: Военно - промышленный курьер

Все статьи