Публикации

Трансатлантический спор

Евросоюз и США обвиняют друг друга в протекционизме самолетостроения...

Всемирная торговая организация (ВТО) провела на минувшей неделе очередные слушания по делу «Boeing против Airbus», которое уже признали самым трудным и крупномасштабным разбирательством за всю историю организации.

По международному торговому законодательству споры в ВТО может выиграть тот, кто докажет, что в убытках виноват конкурент, поэтому диспут часто скатывается к взаимным упрекам.

Представители Евросоюза утверждали в Женеве, что государственные субсидии заокеанскому конкуренту европейской авиастроительной корпорации Airbus, которые предоставлялись правительством США в нарушение международных норм конкурентной борьбы, в период с 2004 по 2006 год составили около $5 млрд. Это позволило Boeing снижать стоимость своих авиалайнеров и за сравнительно короткий срок наладить производство нового лайнера Boeing 787 Dreamliner.

В результате потери в выручке для европейских самолетостроителей за указанный период составили $27 млрд., заявили представители ЕС.

По их словам, общий объем незаконного субсидирования Boeing со стороны государства, которое началось около 20 лет назад, к 2024 году достигнет $23,7 млрд. Директор отдела европейских отношений Airbus Джефф Шуман пообещал представить факты обо всех случаях, когда американские субсидии навредили Airbus, «существенно ослабив позиции и конкурентоспособность» европейской компании. В свою очередь, американская сторона обвиняет Брюссель в том, что ЕС, со своей стороны, предоставил Airbus за последние десятилетия до $205 млрд. субсидий. При этом обе стороны обвиняют друг друга в завышении цифр.

Как отмечают эксперты, тяжба между Вашингтоном и Брюсселем осложняется тем, что обе противоборствующие стороны действительно участвовали в субсидировании авиастроительных компаний и представили в ВТО свидетельства того, что субсидии одной стороны нанесли ущерб деятельности другой.

Жалобу на Евросоюз США направили в ВТО в середине ноября 2006 года.

До того момента от открытого противостояния США и ЕС удерживало двустороннее соглашение 1992 года, которым были установлены лимиты на субсидии авиастроительным корпорациям и авиакомпаниям.

В соответствии с договором ЕС получил право на субсидирование 33% расходов Airbus по производству новых авиалайнеров.

Эта льгота стала для европейцев своеобразным трамплином для будущей конкуренции с Boeing, тогда еще прочно удерживавшим на своих «крыльях» мировой авиарынок.

После того как Airbus в 1999 году впервые обошел своего заокеанского конкурента по количеству заказов на поставку самолетов, США потребовали от ЕС прекратить субсидирование европейского авиастроителя и перезаключить соглашение 1992 года.

В ответ на обращение администрации США в ВТО Евросоюз подал встречную жалобу.

На решение Вашингтона «вынести сор из избы» в значительной мере повлияло заявление руководства Airbus о намерении получить государственные займы на разработку своего нового широкофюзеляжного самолета A350 XWB, который призван конкурировать с B787 Dreamliner.

Пока же обе стороны негласно считают, что в борьбе за рынок стоимостью $3 трлн. все средства хороши, в том числе жалоба на конкурента в ВТО.


Автор: Дмитрий Благов
Источник: «Гудок»

Все статьи