Публикации

Атакующие с небес

Когда видишь, как один за другим грациозные МиГи отрываются от взлетной полосы и за считанные секунды взмывают в небо, от восторга замирает и переполняется гордостью сердце...

Поистине потрясающее зрелище.

Через некоторое время шасси посеребренных солнцем боевых самолетов столь же стремительно и легко касаются «взлетки». Рожденная для неба машина не спеша заруливает на стоянку. Истребитель замирает, а гул двигателей постепенно затихает. В наступившей тишине отчетливо слышен своеобразный щелчок - это «фонарь» кабины, ее верхняя прозрачная крышка, отходит вверх. И вот уже по приставленной к фюзеляжу лестнице неторопливо спускается хозяин крылатой машины.

Летчик-истребитель. Словосочетание, которое мало кого оставляет равнодушным. В первую очередь из-за тайн, которые скрывает в себе эта по-настоящему мужская профессия. Или это все же призвание и образ жизни? Тех, которые спускаются с небес на землю, оставляя там, в голубой дали, свое сердце...

«Я - МиГ-истребитель, мотор мой звенит, небо - моя обитель...»

Фронтовой истребитель МиГ-29 авиаторы считают одним из лучших в своем классе реактивных истребителей четвертого поколения. С его помощью можно не только уничтожать воздушного противника, но и наносить бомбовые удары, поражать наземные цели неуправляемыми ракетами и снарядами 30-мм пушки. По многим параметрам МиГ-29 превосходит зарубежные аналоги - F-16, F/A-18, «Мираж» 2000. Чего только стоит уникальная особенность МиГа - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге. Даже на одном двигателе летчик способен вести воздушный бой. А управляемая ракета малой дальности Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения, которая есть в арсенале МиГ-29, не оставляет противнику никаких шансов. И аналогов ей в мире до сих пор не существует. Прицельный комплекс самолета позволяет даже из 30-мм одноствольной пушки ГШ-301 на дальности до 1.200 метров с высокой точностью поражать как наземные, так и воздушные цели.

Говоря об эффективности стрельбы из пушки, вспоминают ЧП, произошедшее с советскими летчиками в 1989 году в Германии. Во время учебного воздушного боя со своим командиром звена пилот с расстояния одного километра выпустил по его самолету очередь из семи снарядов. Пять аккурат попали в хвостовую часть, между двигателями. Летчик успел катапультироваться. Как потом оказалось, поменяв перед вылетом самолет, «стрелок» попросту забыл отключить пушку.

Словом, чтобы совладать с такой грозной крылатой машиной, требуется соответствующая подготовка. Мало лихо закрутить вираж на малой высоте в безоблачном небе. Авиаполк перехватчиков прикрывает Москву с северо-западного направления. На современных воздушных скоростях отсюда рукой подать до государственной границы с прибалтийскими государствами. Только за последний месяц дежурные силы полка более десяти раз приводились в готовность № 1. Поэтому здесь служат лучшие из лучших.

«А тот, который во мне сидит, считает, что он - истребитель...»

Волею судьбы четверть века назад связал себя с небом командир гвардейского авиационного полка гвардии полковник Лев Спевак. Ему, не прошедшему строгую медкомиссию в военкомате, уже в летном училище посоветовали переписать заявление с наземной специализации на летную. Медкомиссия вуза, к удивлению, признала его годным к летной работе. Так и началась неземная карьера, которая насчитывает более 1.250 часов полета на боевых самолетах.

- В воздухе расслабляюсь, весь командирский груз ответственности и проблем оставляю на земле, - говорит Лев Николаевич. - А от управления такой махиной, как истребитель, получаю огромное удовольствие.

Ну а выполнение даже учебно-боевой задачи - сродни азартной игре. Полигон, боевые пуски, рядом твои товарищи. Внешне ты собран и спокоен, но организм на взводе из-за выброса в кровь адреналина. Особенно, когда цель захвачена и палец нажимает на гашетку! Вот он - момент истины, которому предшествует долгая и изнурительная подготовка. А когда видишь, что цель поражена, чувствуешь себя действительно героем.

О профессии летчика-истребителя в двух словах не расскажешь. Это динамика, оперативность, быстрота реакции. Ни в коей мере не хочу принизить роль летчиков других родов авиации. Ведь у всех разные задачи. Оперативно обнаружить и молниеносно атаковать неприятеля - вот наша главная особенность. Пришел, увидел и обязательно победил.

Но бывают в нашей работе и откровенно курьезные ситуации. Например, в прошлом году отрабатывали упражнение «Посадка на зараженный аэродром». После посадки летчику, с помощью техника, надо было надеть противогаз и ОЗК. Наш начальник РХБЗ, добросовестный исполнительный офицер, немного перестарался с дымовыми шашками. В итоге после приземления летчики заруливали на стоянки в кромешном дыму. Было трудно, но задание выполнили.

Пилоты суеверны. К примеру, некоторые не чистят перед полетами обувь, не бреются, не надевают новые вещи. В период летной смены в полку стараемся не фотографироваться. И не летать в день рождения. Многие командиры авиаполков даже запрещают именинникам подниматься в воздух в такие дни. Я лишь не рекомендую, но, признаюсь, несколько раз после поздравлений сам отрывался от земли и настроение от этого только улучшалось.

Хочу отметить, что с прошлого года отношение государства к армии начало меняться. И люди это очень хорошо ощутили. Благодаря дополнительно выделенному в прошлом году лимиту топлива пилоты полка налетали необходимое количество часов - более сорока.

На сто процентов выполнены задачи по подготовке молодых летчиков на классность и при установленном минимуме погоды днем и ночью. Не берусь загадывать, но если так дело и дальше пойдет, то лет через пять уровень летной подготовки полка будет достаточно высоким, как в лучшие годы Советского Союза, когда 80 процентов пилотов полка имели 1-й класс.

Ждем теперь поставок модернизированных самолетов и авиадвигателей с продленным ресурсом. Очень хочется заниматься плановой боевой учебой, не гадая, сколько самолетов останется в строю, а у скольких в конце года ресурс закончится.

А вообще, мечтаю о том времени, когда на плановых полетах центральная заправка топливом (ЦЗТ) полка будет полностью заставлена готовящимися к вылетам истребителями. Уверен, такой момент обязательно настанет.

Гвардии майор Дмитрий Зайцев летчиком решил стать в первом классе. Отец - авиатор, поэтому все свободное время Дмитрий пропадал на аэродроме, любуясь крылатыми машинами. Теперь командир авиационного звена Зайцев не только сам выполняет поставленные перед ним задачи, но и, как говорится, ставит на крыло молодых пилотов.

- Полк привлекается к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне Центрального промышленного района. Спустя считаные минуты после объявления тревоги истребители уже должны быть в воздухе и в кратчайшие сроки перехватить воздушного противника. Поэтому одно из наших основных упражнений - «перехват» - отрабатываем до седьмого пота.

Профессия летчик-истребитель требует от пилота особой ответственности. Ведь он в полете выполняет обязанности и штурмана, и радиста, и стрелка. Сам принимает решение, как лучше выполнить полученную задачу.

Ну а чтобы максимально исключить ошибки при выполнении задания, перед вылетом на земле проводится специальный тренаж, называемый «пеший по-летному». Упражнения, которые предстоит выполнить в воздухе, пилоты вначале имитируют на специальной площадке, держа в руках уменьшенные копии самолетов. Здесь ошибки простительны, в полете - никогда.

Ну а главное в нашей профессии - качественная летная и воздушно-тактическая подготовка.

- О летной профессии сказано много громких слов, - говорит командир авиационного звена гвардии капитан Василий Дудников. - Скажу проще: это обычная мужская работа, требующая внимательности, выдержки, хладнокровия и даже нестандартного мышления.

Пример - летно-тактические учения с боевыми стрельбами на полигоне. Вот где проявляются истинные человеческие возможности. Когда ты захватил воздушную цель, нервы натянуты до предела. Остаешься один на один с мишенью, и только тогда понимаешь - вот она, настоящая работа, от которой получаешь истинное удовольствие.

Только раз в своей жизни чуть было не спасовал перед трудностью. Просто оказался к ней морально не готов. Тогда, за время полета, в районе аэродрома резко ухудшилась погода. Заходить на посадку пришлось в уже сложных метеоусловиях. Сначала волновался, но потом взял себя в руки и нормально приземлился.

Вера в себя и моральная подготовка - главное в таких ситуациях. Мало иметь соответствующие навыки пилотирования, главное - верить в свои возможности и истребителя.

Ну а ощущения от полета на МиГе трудно передать словами. Это надо чувствовать. Кто никогда не летал, все равно не поймет. Перед полетом в облачном небе видно лишь серость и промозглость. Взлетаешь, входишь в облака и, пробивая эту хмарь, выходишь прямо к солнцу. С высоты облака, освещенные ослепительно-ярким светилом, уже кажутся белоснежно-пушистыми, словно причудливый океан. Пятый океан, как мы его называем. И по-настоящему живем там, за облаками.

Чтоб истребитель взлетал

Говоря о такой героической профессии, как летчик-истребитель, было бы нечестно не вспомнить о людях и другой специальности, пожалуй, не менее героической. Их жизнь тоже неразрывно связана с истребителями. Но в небо на боевом самолете, как бы ни стремились, подняться им не суждено. Хотя, наверное, за такой миг они готовы полжизни отдать...

МиГ-29, закрепленный за помощником начальника расчета гвардии капитаном Евгением Цеханацким, в любое время дня и ночи должен быть готов к боевому вылету.

- Для меня, как и для моих коллег, истребитель - живое существо, - говорит Евгений. - Когда самолет возвращается с вылета, мы про себя с ним даже разговариваем: мол, спасибо тебе, родной, что вернулся без отказов и летчика привез...

Готовить свою машину к вылету технику приходится и днем, и ночью, в летний зной и морозную стужу, если, конечно, есть такая необходимость. Ведь главное, чтобы пилот качественно выполнил поставленную задачу.

Еще лет десять назад авиационный техник самолета гвардии лейтенант Евгений Пономаренко даже и подумать не мог, что у него будет свой боевой истребитель. С детства Евгений моделировал игрушечные самолеты, теперь готовит в небо самые что ни на есть настоящие.

- Самолет для меня как друг, - делится Евгений, - когда выпускаю его в полет, конечно, переживаю и за него, и за летчика. Ведь это не груда металла, а по-настоящему живой организм, который, кажется, ощущает тепло твоих рук.

Есть у нас, авиационных техников, и свои традиции. Когда провожаем истребитель в полет, обязательно гладим его по крылу: давай, родной, возвращайся поскорей.

А молодого техника, который впервые в жизни выпускает самолет в небо, коллеги берут за руки и за ноги и шлепают задним местом об пневматическую систему истребителя. Вроде как посвящая человека в летную гвардию.

Профессия у нас не сахар, но к ней потихоньку привыкаешь. И без нее уже не мыслишь себя.

Недавно ночью по тревоге подняли дежурное звено. И летчик должен был на моем самолете выполнить учебно-боевую задачу с реальным пуском. Как и положено, за отведенные несколько минут я приготовил перехватчик к вылету. Задание командующего войсками КСпН пилот выполнил отлично. Считаю, это оценка и нам обоим. Мне и истребителю.

У подполковника Игоря Алтухова нет в ведении какого-то конкретного самолета, он - начальник авиационно-технической базы (АвТехБ). Его специалисты отвечают за все материально-техническое обеспечение авиационного полка.

Накормить личный состав, обеспечить его летным и техническим обмундированием, заправить самолеты топливом, различными газами, содержать аэродром в постоянной боевой готовности - вот далеко не полный спектр задач подчиненных подполковника Алтухова.

Ведь чтобы в полку провели хотя бы одну летную смену, специалистам базы приходится изрядно потрудиться. Особенно зимой.

- По роду профессии очень не любим снег, - говорит командир базы. - Ведь чтобы подготовить взлетно-посадочную полосу и аэродромные рулежные дорожки, надо провести колоссальную работу. Так как полоса должна быть не только чистой, но еще и сухой, убираем ее специальной техникой. Машиной АКПМ, в простонародии «пылесосом», сдуваются различный мусор и камни, которые при попадании в двигатели могут запросто их вывести из строя.

Другое не менее важное предстоящее полетам мероприятие - заправка различных систем истребителя азотом, кислородом, воздухом, маслом и высокооктановым авиационным керосином. Качество топлива строго контролируется. Если в самолет оно попало бы разбавленным, авария в воздухе неминуема. Мощные авиадвигатели запускаем с помощью передвижного аккумулятора - машины под названием АПА. Ну а рядом с рулежками всегда стоят готовые к действиям при чрезвычайных ситуациях пожарная, санитарная машины и кран. Словом, делаем все, чтобы летчик ни на земле, ни в воздухе ни в чем не нуждался.

И действительно, глядя на то, как пилоты закладывают в воздухе сложнейшие виражи, ощущаешь уверенность: ни на предстоящих учениях, ни во время боевого применения, случись такое, ни летчики, ни самолеты не подведут.

Из истории авиаполка

Гвардейский Ленинградский Краснознаменный ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк один из самых старейших и боевых в Военно-воздушных силах. Уже через несколько дней после сформирования - в конце февраля 1940 года - полк вступил в борьбу с белофиннами. В годы Великой Отечественной войны восемь месяцев пилоты обороняли дорогу жизни, по которой в блокадный Ленинград доставлялись оружие и продовольствие. За это полку было присвоено почетное наименование «Ленинградский». За героизм личного состава на Воронежском фронте в 1944 году полк награждают орденом Кутузова III степени. А за освобождение города Калинина удостаивают звания «гвардейский». За годы войны летчиками сбито 509 вражеских самолетов. Двенадцать воздушных асов стали Героями Советского Союза. А один - Алексей Смирнов - дважды. Навечно зачислен в списки части лейтенант Никита Ржавский. Получив ранение, он отказался выходить из боя, до последнего прикрывая своего ведущего от группы немецких истребителей, и разбился, не дотянув нескольких километров до своего аэродрома. Имена этих двух героев теперь носят два полковых истребителя.

Пилоты полка были первыми, кто в 1953 году в небе над Кореей на МиГ-15 вступили в бой с американскими «Супер-Сейбрами» и сбили 36 вражеских истребителей. Впервые в истории мировой авиации это были бои реактивных самолетов.

В 1994 году после вывода полка из Германии гвардейцы приступили к несению боевого дежурства на тверской земле.


Автор: Дмитрий Зенин
Источник: «Красная звезда»

Все статьи