Публикации

Виртуальный тренажер - взамен модернизации КТС

На наш взгляд, это лишняя трата времени и средств...

Начальник Управления боевой подготовки ВВС генерал-лейтенант В. Стыценков отмечает («Красная звезда», еженедельный выпуск за 12-18 декабря 2007 г. №231/24994, «ВВС набирают высоту»), что ВВС начали закупку новых тренажеров, в первую очередь, для центров боевого применения и переучивания, где будут разработаны методики и инструкции по их эксплуатации. Далее они пополнят вузы ВВС. При этом указывается, что в частях мы пока идем по пути глубокой модернизации тренажерной базы.

На наш взгляд, это лишняя трата времени и средств. Судите сами: обследованный комплексный тренажер самолета производства пензенского объединения «ЭРА» КТС-21 (для самолета МиГ-29) находится в плачевном состоянии, функционирует только благодаря высокой квалификации обслуживающего персонала. Летчики тренируются на устаревшем и частично неработающем оборудовании.

Лучшим вариантом «модернизации» таких тренажеров летчика является полная их замена и переход на информационные технологии виртуальной реальности («Авиапанорама» №5/65, «Авиатренажеры в экспозиции МАКС-2007»). В данной статье упомянуты так называемые виртуальные тренажеры для самолетов, патентообладателем которых вот уже более 5 лет является ФГУ 13 ГНИИ МО России и которые в Федеральных авиационных правилах ИАО принято называть «Воздушное судно-тренажер». С 2002 года образец виртуального тренажера летчика для самолетов L-39 неоднократно демонстрировался на различных выставках и сборах. На международной выставке «АРХИМЕД-2006» виртуальный тренажер для самолетов L-39 получил диплом и серебряную медаль.

В таком тренажере летчик непосредственно находится в кабине реального самолета с надетыми на голову виртуальными очками. Теперь все, что он видит - это виртуальная реальность, детально воспроизводящая приборную доску летчика, за кабиной летчик видит взлетную полосу конкретного аэродрома, поля и леса пролетаемой местности, как в дневное, так и в ночное время. При этом сам самолет остается неподвижным на земле, годным к выполнению реального полета (предполетная подготовка после тренажа занимает не более 30 мин). Все это создает специальный программный продукт «симулятора», установленный в ноутбуке. Ноутбук соединен с виртуальными очками и легкосъемными датчиками крена, тангажа и курса, расположенными на элеронах, рулях высоты и направления используемого для тренажа самолета. Воздействие перегрузок и других возмущений на летчика может осуществляться с использованием специальных костюмов и перчаток. При этом подвижность кабины отсутствует, самолет обесточен, бортовое оборудование не функционирует, никаких специальных доработок на самолете не выполняется, строительство специальных тренажерных зданий не требуется.

Заметим, что габариты (коробочный вариант) и стоимость (в пределах $30 тыс.) виртуальных тренажеров не идут ни в какое сравнение с предлагаемой глубокой модернизацией аналоговых тренажеров типа КТС.

На МАКС-2007 в павильоне компании «Сухой» на простейших симуляторах продемонстрировали свои навыки и умения молодые летчики США при решении задачи перехвата воздушной цели. Создалось впечатление, что в США в основе их боевой подготовки простейшим «симуляторам» отводится не последняя роль.

Для сравнения, на фото представлены автоматизированные рабочие места (АРМ) летчика для «симуляторов» США и виртуального тренажера самолета L-39.

Первоначальная летная оценка виртуального тренажера была проведена на самолетах L-39 и М-101Т летчиками-испытателями ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Выполнялись «полеты» по большой коробочке с заходом на посадку по радиомаячной системе (ИЛС и «Катет») с посадкой визуально. Установлено, что виртуальный тренажер позволяет выполнить полет (тренировку) с достаточной степенью имитации реальных условий полета. Бывшим главкомом ВВС генералом армии В.С. Михайловым рекомендовано было создать шесть полков с виртуальными тренажерами для самолетов L-39, однако это решение до сих пор не выполнено.

Одна из важнейших нерешенных проблем - возможность привития виртуальным тренажером отрицательных навыков. Однако известно, что вероятность этого при использовании виртуальных тренажеров практически такая же, как и на всех других существующих тренажерах, кроме, разумеется, всеобъемлющих или полных тренажеров. Последние весьма сложны в эксплуатации, требуют строительства специальных сооружений и зданий, тренировки на полных тренажерах стоят как реальные полеты, поэтому такие тренажеры существуют в весьма ограниченном количестве.

Диапазон применения в настоящее время в США простых тренажеров-симуляторов широк. Бурный прогресс в сфере виртуальных технологий привел к пересмотру традиционных взглядов на тренажеростроение. Поэтому виртуальные тренажеры рассматриваются сегодня как одно из важнейших средств формирования профессионально важных качеств летного состава, которые в значительной мере определяют безопасность полетов.

В таблице приведена сравнительная оценка безопасности полетов в период 1960-2006 гг. для России, Западной Европы и США («Авиапанорама» №5/65, сентябрь-октябрь 2007 г.). Установлено, что показатель безопасности полетов «число авиационных происшествий / на 100 тысяч часов налета» в США составляет 1,2, а для России - 4,8 , т.е. почти в 5 раз хуже. Обратившись к критерию «золотого сечения» («Авиапанорама» № 3/57, 2006 г., «Золотое сечение в авиации»), процесс безопасности полетов в США можно считать гармонизированным (W=0,45), в основном, за счет широкого использования симуляторов при подготовке летчиков, а в Западной Европе этот процесс находится на границе гармонизации (W=0,33). Отсутствие, на наш взгляд, в России симуляторов и виртуальных тренажеров летчика привел процесс безопасности полетов к дисгармонии, поскольку коэффициент гармонизации (W=0,17) находится далеко за пределами «золотой пропорции» 0,38-0,62. В общем плане, это коррелирует со слабым уровнем развития информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в нашей стране. В 2005 г. Россия по этому показателю заняла 72-место в перечне из 115 стран, опустившись с 62-го места в 2004 г. Другой ИКТ-рейтинг, опубликованный в ежегодных отчетах «Global Information Technology Report», отводит России 70-ю позицию.

В связи с этим представляется необходимым включить в Федеральную целевую программу по тренажеростроению для ВВС разработку и создание виртуальных тренажеров летчика или «Воздушное судно-тренажер».


Автор: Виктор Меркулов
Источник: Журнал «Авиапанорама»

Все статьи