Публикации

Ночной Охотник

В Ростове-на-Дону состоялась церемония передачи в эксплуатацию Военно-воздушных сил Российской Федерации двух новейших вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник»...

Это результат совместного труда разработчиков боевой машины - МВЗ им. М.Л. Миля, ростовских вертолетостроителей ОАО «Роствертол» и Министерства обороны. Согласно государственной программе модернизации Вооруженных Сил РФ, утвержденной Президентом России, вертолетами Ми-28Н будут укомплектовываться боевые части ВВС. На торжественной церемонии присутствовали начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров, главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин, генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарев и мэр города Ростова-на-Дону Михаил Чернышев.

- Этот день особенный - Военно-воздушные силы России получают столь долгожданную и столь востребованную современную боевую машину, - отметил начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров. - Это первые две машины, с которых и начнутся серийные закупки. В начальный период будет закупаться порядка 10-15 машин в год с последующим увеличением их количества.

Генерал армии Николай Макаров также заявил, что программа закупок Министерства обороны рассчитана до 2015 года. Первые вертолеты получит Центр боевого применения и переучивания летного состава (армейской авиации) в Торжке, затем вертолеты Ми-28Н будут поставляться серийно в другие части. Предпочтение в оснащении новой боевой техникой будет отдаваться авиационным частям Северо-Кавказского военного округа. Пока это опытно-серийные образцы, на разработку и производство которых было затрачено более миллиарда рублей. Однако работа по их совершенствованию еще не завершена.

По словам генерального директора ОАО «Росвертол» Бориса Слюсарева, четыре года назад с этого же аэродрома был поднят в воздух первый опытный вертолет. Для создания комплекса Ми-28Н было затрачено колоссальное количество сил, энергии, средств как материальных, так и трудовых.

- Эти четыре года наше предприятие работало практически без выходных и праздников. Но уже сейчас мы смотрим в будущее и думаем над тем, как улучшить характеристики 'Ночного охотника', - сообщил Борис Слюсарев.

Как отметил главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, работа по совершенствованию вертолета Ми-28Н продолжается. Одним из основных вопросов в рамках рабочего визита стало проведение заседания государственной комиссии по утверждению новых решений о дальнейших разработках по данному боевому комплексу.

Перед началом контрольно-приемного полета глава ОАО 'Росвертол' вручил формуляры начальнику Центра боевого применения и переучивания летного состава (армейской авиации) генерал-майору Александру Черняеву. После этого летчики приступили к выполнению полетного задания.

Когда они заняли свои места в кабинах винтокрылых машин, священнослужители отслужили молебен и окропили Ми-28Н святой водой. Затем машины поднялись в пасмурно-туманное небо для парного полета. Вертолет с бортовым номером 41 выполнил несколько пилотажных фигур, подчиняясь опытной руке старшего летчика-испытателя заместителя начальника военного представительства по летно-испытательной работе полковника Владимира Хорева. После завершения программы полета полковник Хорев, одним из первых освоивший боевую машину нового поколения, поделился своими впечатлениями с корреспондентом «Красной звезды»:

- Предельно малые высоты - стихия этого вертолета. Ми-28Н с легкостью совершает сложнейшие маневры даже на пятиметровой высоте. Холмы и горы - не помеха. Мы довольны возможностями вертолета. В то же время машина очень чувствительна в управлении. Летчикам надо будет основательно готовиться для того, чтобы летать.

После полета по традиции официальные лица оставили свои автографы на борту «Ночного охотника». Начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров написал следующее: «Новому вертолету удачи в решении всех задач». Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин был краток: «Успех в воздухе куется на земле». Эти строки можно смело сделать эпиграфами к главам новой истории боевого вертолета Ми-28Н «Ночной охотник».

Вскоре вертолеты отправятся в Центр боевого применения в Торжок, где летчики уже изучают теорию его эксплуатации и полетов. С поступлением этих машин начнется практический процесс переучивания летчиков торжокского полка на новый тип винтокрылых машин. И только после этого в Центре боевого применения для переучивания будет сформирована группа летчиков, прибывших из разных частей.

В концепции создания вертолета Ми-28Н воплощен многолетний российский и мировой опыт разработки, применения и совершенствования боевых винтокрылых машин. Вертолет Ми-28Н разработан с учетом опыта создания и боевого применения как вертолетов типа Ми-24 (Ми-35), поставленных на вооружение более чем в 20 странах мира, так и других вертолетов аналогичного назначения. Вертолет Ми-28Н создан для повышения возможностей армейской авиации (прежде всего ее выживаемости, мобильности) и расширяет спектр ее боевого применения. По оценкам специалистов, общая эффективность этого вертолета превышает существующие образцы в четыре-пять раз. При этом благодаря целому ряду технических решений вертолет не имеет аналогов в мире. В ходе испытаний машина показала высокую надежность работы всех систем. Зачетность полетов составила 95 процентов.

«Ночной охотник», призванный поддерживать Сухопутные войска огневой мощью днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, обладает высокой динамикой полета, повышенной боевой живучестью, широким спектром современных средств защиты и поражения. Кроме того, машина минимально заметна для наземных средств поражения.

На Ми-28Н установлен современный комплекс боевого вооружения, обеспечивающий возможность применения авиационных средств поражения в любых погодных условиях. Вооружение вертолета состоит из пушки, управляемых и неуправляемых ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух». Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. На балочных держателях предусмотрена подвеска противотанковых управляемых ракет «Атака» и «Штурм», управляемых ракет «Игла» с тепловой головкой самонаведения, неуправляемых авиационных ракет типа С-8 и С-13, предусмотрена установка комплекса управляемых ракет «Хризантема».

Живучесть к боевым повреждениям конструкторы обеспечили за счет принципиально нового расположения двигателей, позволяющего винтокрылой машине продолжать выполнение боевой задачи даже при повреждении одного из них. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета защищены надежной броней, обеспечивающей защиту экипажа от бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм и от снарядов калибра 20-23 мм. При создании Ми-28Н применены новые материалы и конструкции, устойчивые к боевым повреждениям. Так, лопасти несущего винта из композиционных материалов выдерживают попадание снарядов калибра 20-30 мм, при поражении топливной системы ее конструкция исключает взрыв или возгорание топлива.

Вертолет Ми-28Н оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, который обеспечивает решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Применение данного комплекса с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображений позволяет огибать рельеф местности на малых высотах в автоматическом режиме, осуществлять поиск, обнаружение и распознавание наземных и воздушных целей, определять их координаты и выдавать целеуказание на наземные и воздушные командные пункты.

Немаловажный фактор в пользу «Ночного охотника» - это наиболее оптимальное соотношение эффективности и стоимости в сравнении с существующими зарубежными аналогами. «Ночной охотник» имеет высокую надежность, мощный комплекс вооружения, что обеспечивает Ми-28Н конкурентоспособность на мировом авиационном рынке. Но прежде всего вертолет Ми-28Н призван укреплять боевую мощь российских Военно-воздушных сил.


Авторы: Полина Пчелова, Олег Пчелов
Источник: Красная Звезда

Все статьи