Публикации

Самолет превращается

«Разделывать борта интереснее, чем просто покупать и продавать металл», - говорит директор компании «Авиавторресурс» Сергей Самошкин...

Он создал компанию в 2000 г., уже имея к тому времени шестилетний опыт утилизации авиатехники. В 2000 г. оборот «Авиавторресурса» составил примерно 10 млн руб., в первом полугодии 2007 г. - 200 млн руб. Ведомости, 24 сентября 2007 года

Разделка на местах

«До 2000 г. у нас была другая компания, которая занималась тем же самым в Москве. Но держать там промышленное производство неэкологично, и мы переехали на территорию аэропорта «Мячково, - объясняет Самошкин. Стартовый капитал был минимальным - не больше 200 000 руб., из оборудования - только болгарки и сварочные аппараты. «Зато у нас были обученные рабочие из старой компании», - подчеркивает Самошкин. По его подсчетам, сейчас инвестиции в оборудование для компании, специализирующейся на утилизации авиатехники, могут составить до $2 млн. «Резать самолет болгарками и автогеном опасно для жизни, - добавляет коммерческий директор компании «Авиавторресурс» Михаил Ковалев. - Никогда не удается слить топливо до конца, и от искры автогена может произойти возгорание».

За последний год в техническое оснащение компания вложила около 55 млн руб. «Списанный самолет прилететь к нам не может, - объясняет Самошкин. - На аэродром выезжает техника и бригада рабочих. Сперва нужно разрядить все бортовые системы, потом убрать обшивку, кабели. И уж потом разрезать самолет, погрузить в транспорт и привезти в цех».

По цене лома

«Если взлетная масса самолета - 50 т, то цветных металлов в нем примерно в два раза меньше, - объясняет предприниматель. - Новый самолет стоит миллионы долларов, а списанный оценивается с точки зрения металлолома». «Тонна самолетного лома стоит 25 000-26 000 руб. (чем больше самолет, тем дешевле)», - добавляет Ковалев. «Авиавторресурс» выпускает около 40 видов вторичных сплавов, которые продает предприятиям, выпускающим товары народного потребления и агрегаты для сборочных производств. «С «Авиавторресурсом» мы работаем около шести лет, ежемесячно покупаем около 100 т сплавов, которые всегда соответствуют ГОСТам», - говорит начальник отдела снабжения Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) Валентина Васильева.

За счет объема

«Из 5 т самолетного лома (вес Як-40) получается примерно 3,5 т сплава, который продается по цене 53 руб. за 1 кг без учета НДС. К каждой тонне лома прибавляется примерно 6000 руб.», - объясняет Ковалев. «Много затрат на перевозку техники, на электричество, поэтому рентабельность небольшая, прибыль мы получаем за счет объема продукции», - говорит Самошкин. «Рентабельность вторичной переработки алюминия - в пределах 10%», - комментирует руководитель пресс-службы Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Дмитрий Ляховский. «Утилизация авиатехники сейчас почти нерентабельна, - считает начальник производственного отдела по утилизации авиационной техники ПЗЦМ «Авиа» Сергей Пичушкин. - Авиакомпании продают самолеты по цене, превышающей стоимость лома, а к самолету еще нужно ехать и платить зарплату рабочим».

Подлежит списанию

Клиенты «Авиавторресурса» - около 15 российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», «Трансаэро», «Татарстан». «Перед международным экономическим форумом нам нужно было срочно освободить место в «Пулково», мы обратились в «Авиавторресурс», и они своевременно выполнили работы по утилизации 11 самолетов. В общей же сложности помогли нам избавиться от 17 самолетов», - говорит заместитель генерального директора по ИАО ФГУП «ГТК «Россия» Виктор Харченко.

«Прямых конкурентов у нас мало - это ПК «Авиамет», ПЗЦМ «Авиа», Уральский центр утилизации (Челябинск)», - подсчитывает Самошкин. «Утилизацией авиатехники мы начали заниматься в 1990 г., но сейчас больше утилизируем цветной лом, - рассказывает Пичушкин из ПЗЦМ «Авиа». - Авиакомпании разбирают самолеты на запчасти, ремонтируют их, но чаще бросают гнить в аэропортах». «В Жуковском, например, сквозь списанные самолеты уже деревья проросли, - соглашается Ковалев. - Иногда стоимость стоянки такого самолета во много раз превышает цену, за которую его можно продать».

$34,5 млн - таков потенциал рынка утилизации самолетов ГА при средней стоимости одного списанного самолета класса «Ту» $20 000-23 000. По информации, предоставленной Министерством транспорта РФ, сейчас в ГА эксплуатируется 2528 воздушных судов. 1500 самолетов подлежит списанию и утилизации. «В ближайшее время мы планируем обновление парка ВС, поэтому рынок утилизации самолетов действительно перспективен», - говорит руководитель пресс-службы Министерства транспорта России Тимур Хикматов. «А ведь есть еще военная авиация!» - подмигивает Самошкин.


Автор: Елена Мулярова
Источник: Vedomosti.ru

Все статьи