Все статьи

И САМОЛЁТОМ ПОКА НЕ ДОЛЕТЕТЬ

Небо малой авиации Красноярья по-прежнему в густых облаках

Так считает начальник авиаотряда красноярской авиационной охраны лесов Федерального государственного учреждения "Лесоохрана" Николай Казанцев.

- В лучшие годы аэропорт Енисейска принимал десятки самолётов, в том числе Ан-24, Як-40, Ил-18, и даже Ту-154 совершал здесь посадку. В составе енисейского авиаотряда работало около 1800 человек. Сейчас же, несмотря на то что трудности 90-х позади, здесь осталась лишь девятая часть прежнего коллектива. Молодёжь сложно удерживать на невысоких зарплатах, держимся на старых кадрах. А выживать пока удаётся в основном за счёт коммерческих рейсов да скромного федерального финансирования. Тем временем авиатопливо и комплектующие стремительно дорожают, техника стареет. Годовой оборот в 30 с небольшим миллионов рублей не способен решить проблему.

В том же Енисейске здание аэровокзала ещё 1960-х годов постройки. Новое, недостроенное, "красуется" неподалёку остовом железобетонного каркаса. Теперь оно - предмет внимания "чёрных металлистов" да отдельных коммерсантов. Что касается "бетонки", её реконструкция тянет на все 100 миллионов рублей.

Не так давно мне довелось побывать у коллег в Игарке - та же ситуация. Пообщался с промысловиками, охотниками - жалуются. Вертолёто-час стоит около 80 тысяч рублей, а, скажем, шкурки соболя принимают по 1000-1200 рублей за штуку. Так это сколько нужно их добыть, чтобы добраться до охотничьего угодья и обратно, если полёт нередко занимает по времени больше полутора-двух часов в одну сторону? Высокие топливные тарифы делают убыточным не только таёжный промысел, но и многие перевозки малой авиации. Нехватка судов и экипажей приводит к перебоям пассажирских авиарейсов по направлениям на Дудинку, Хатангу, Туру.

Енисейский авиаотряд "Лесоохраны" своими силами потихоньку латает лётное поле. Здесь одна из лучших в регионе лабораторий по авионике и ГСМ - местные специалисты собрали её своими руками. Они нужны краю, нужны жителям сибирской глубинки. Ведь уже в 30 км на север и на запад от районного центра нет дорог.

* * *

Напомним, перспектива развития малой авиации края в рамках реализации транспортной стратегии России была затронута ещё два года назад в Красноярске во время визита министра транспорта Игоря Левитина. Предполагалось даже, что на базе "Красмаша" начнётся сборка малоразмерных самолётов. Однако больше с тех пор к этой идее не возвращались - власти пришли к выводу, что такое производство вряд ли получится рентабельным.

И всё-таки первые шаги сделаны: летом прошлого года на базе предприятия "Эвенкия-АВИА" была создана государственная компания "КрасАвиа". Ей предстоит взять на себя управление теми аэропортами, которые передаются в краевую собственность. Первым в этом ряду стал порт в Хатанге, на очереди - Диксон, аэропорт "Черемшанка", обслуживающий линии на Игарку, Северо-Енисейск, Богучаны, Мотыгино, Кодинск, и Туруханское авиапредприятие, отвечающее за Туруханск и Подкаменную Тунгуску. Авиапарк "КрасАвиа" насчитывает 27 воздушных судов, в том числе 17 вертолётов Ми-8, а также два "бэушных" "крылатых грузовика" Ан-26. Возглавивший новую компанию бывший глава "Эвенкия-АВИА" Николай Фатьянов не скрывает, что для стабильного воздушного сообщения на севере края требуется ещё как минимум 6-7 судов. Благодаря выделяемым из краевого бюджета средствам реконструируются взлётно-посадочные полосы в Туре, Байките и Ванаваре. В планах приобретение двух Ан-26Б-100, одного Ан-32А и ещё двух Ан-24.

А пока ситуация осложняется непростым положением малых аэропортов в крае. По официальным данным, их с 2000 года закрыто или законсервировано около 200 - на линиях Туруханского, Кежемского, Богучанского и Северо-Енисейского районов. К слову, по данным Национальной ассоциации деловой авиации России, с начала 1990-х число действующих в стране аэропортов сократилось больше чем втрое - с 1302 до 351. И процесс этот, увы, продолжается. Причём выбывают из строя в основном аэропорты регионального или местного значения, расположенные в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.


Автор: Василий Касаткин

Источник: Красноярский рабочий

Все новости