Публикации

Госдума переоценивает авиакатастрофы

В распоряжении Ъ оказались готовящиеся к второму чтению в Госдуме поправки к Воздушному кодексу РФ...

Они предполагают повышение цену жизни авиапассажира в случае авиакатастрофы с нынешних 100 тыс. до 2 млн руб. Таким образом, лимиты ответственности перевозчиков на внутренних авиарейсах станут выше международных — на большинстве последних, согласно Варшавской конвенции, жизнь пассажира стоит $20 тыс. Авиаперевозчики уже говорят о том, что лимит в 2 млн руб. явно завышен и это скажется на цене авиабилетов в России.

Проект поправок к 133-й статье Воздушного кодекса внесли в Госдуму три депутата «Единой России» — Александр Белоусов, Владимир Каретников и Алексей Лихачев. Суть предлагаемых изменений — повысить страховые выплаты родственникам погибших авиапассажиров со 100 тыс. до 2 млн руб. Проект был одобрен в первом чтении 16 октября. К второму чтению в Госдуме документ основательно разросся. Как следует из текста, имеющегося в распоряжении Ъ, перевозчики обязаны страховать свою ответственность, с тем чтобы при наступлении страхового случая их страховщик смог выплатить по факту смерти 2,025 млн руб. При получении выплаты родственники погибших смогут претендовать и на возмещение вреда сверх этой суммы в том случае, если в суде докажут, что их экономические потери от смерти родственника больше. Таким образом, лимит ответственности, заложенный в Воздушный кодекс, окажется выше заложенного в Варшавской конвенции — последний документ является стандартом в отрасли, объединяющим 150 стран, в том числе и РФ, и оговаривает выплаты в $20 тыс. за каждого пассажира, погибшего в авиакатастрофе.

По факту вреда здоровью выплаты составят 2 млн руб. За утрату багажа лимит ответственности — 600 руб. за 1 кг, по факту порчи ручной клади — по 11 тыс. руб. на одного пассажира. Порядок возмещения вреда здоровью и правила страхования установит правительство, тарифы на этот вид страхования страховщики выставят самостоятельно. «Это нормальная практика,— говорит глава управления страхования авиарисков ВСК Анатолий Рычков,— несмотря на то что перевозчик обязывается обеспечить компенсационную выплату и иметь страховку, это необязательный вид страхования, который в РФ вводится только федеральным законом. Раз вид страхования необязательный, то и тарифы должен устанавливать рынок».

Авиаперевозчики не опасаются повышения тарифов на авиастраховки. «Мы выступаем за свободные тарифы,— говорит директор департамента управления рисками и страхования «Аэрофлота» Анатолий Слюсарь,— рынок страхования авиарисков сильно зависит от тарифов западных перестраховщиков. Мы их все знаем». Но авиаперевозчиков беспокоит высокий уровень лимита страховых выплат. По словам Анатолия Слюсаря, общий размер фиксированной выплаты слишком велик, кроме того, в законе нет предварительной фиксированной суммы, которую семья пострадавшего должна получить сразу без сбора справок.

По словам исполнительного директора страховой группы «Авикос-Афес» Ильи Кабачника, поправки повысят выплаты пассажирам, но не защитят авиаперевозчиков от того, что семьи пострадавших получат оговоренные 2 млн руб. и затем в судах будут также требовать возмещение по потере кормильца и морального ущерба. В настоящее время, по словам Анатолия Рычкова, средняя сумма, взыскиваемая по суду с авиаперевозчика по факту потери кормильца, составляет $30-40 тыс. (2 млн руб.; сейчас чуть более $80 тыс.). Авиаперевозчики обещают, что принятие поправок приведет к повышению стоимости авиабилетов. «Ясно, что они подорожают,— говорит Анатолий Слюсарь,— насколько, сказать сложно. Чем меньше авиакомпания, тем сильнее подорожают ее услуги».

Транспортный комитет Госдумы рассмотрит поправки 6 ноября. Второе чтение проекта обещают провести не позднее 13 ноября, поправки имеют шансы стать законом с 2008 года.


Автор: Татьяна Гришина
Источник: Коммерсантъ

Все статьи