Публикации

Небесный счетовод

Росавиация получит контроль над финансовой деятельностью авиакомпаний

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в ближайшее время получит право контроля за финансовой деятельностью всех авиаперевозчиков. Соответствующий приказ («О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 04 февраля 2003 года № 11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации») был подписан 13 января министром транспорта Игорем Левитиным и направлен на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов сообщил корреспонденту «Газеты», что приказ предположительно вступит в силу через две-три недели.

«Мы хотим, чтобы Росавиация имела представление о финансовом состоянии компаний, чтобы в дальнейшем предотвратить такие моменты, когда от долгов компания не сможет летать или будет летать несвоевременно. Если увидим, что финансовое состояние компании не очень хорошее, то это отразится на количестве лицензий, которое она будет получать на выполнение полетов», - пояснил представитель ведомства.

В каком именно виде выйдет приказ и как будут оцениваться критерии финансовой эффективности компаний, в Росавиации пока не сообщают.

После вступления приказа в силу компании, претендующие на получение сертификата на авиаперевозки или желающие пролонгировать уже действующий сертификат, должны будут предоставить в ведомство Геннадия Курзенкова гарантии финансового обеспечения, а также план стратегического развития и бизнес-план на несколько лет, а также данные независимой аудиторской проверки по итогам работы за предыдущий год.

Кроме того, ведомство будет вправе в любое время оценить финансовую деятельность авиакомпании и в случае необходимости приостанавливать действия сертификата или аннулировать его, если перевозчик не выполняет свои обязательства в течение установленного контрольного срока. Прежде Росавиация могла затребовать финансовую документацию перевозчиков только при оформлении сертификата эксплуатанта.

Как отмечается в сообщении Минтранса, целью документа является усиление контроля Росавиации за финансовым положением авиакомпаний и исполнением ими обязательств перед пассажирами.

Напомним, что в августе прошлого года из-за финансовой несостоятельности прекратил свою деятельность авиаальянс AiRUnion, а осенью из-за нехватки денежных средств возникли перебои с выполнением рейсов у компаний «Интеравиа» и «Дальавиа».

С началом зимнего сезона «Интеравиа» полностью прекратила полеты, в начале ноября руководство «Дальавиа» подало заявление о банкротстве и рейсы были переданы другим перевозчикам.

«Контроль за финансовой деятельностью авиаперевозчиков, позволит Росавиации не доводить дело до критической ситуации, как это случилось осенью этого года, когда отмена авиарейсов в связи с неспособностью авиаперевозчиков профинансировать собственные полеты стала неожиданностью для пассажиров. Благодаря контролю над финансовым состоянием дел у авиакомпаний Росавиация сможет избежать повторения подобной ситуации», - прокомментировала корреспонденту «Газеты» новость генеральный директор НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Тамара Касьянова.

Стремление контролировать финансовую деятельность авиакомпаний объясняется, вероятно, еще и тем, что согласно недавно принятому решению государство готово выступить поручителем для крупных перевозчиков при получении ими банковского кредита.

«Учитывая, что в декабре прошлого года была утверждена схема выдачи льготных кредитов авиакомпаниям, государство фактически будет контролировать расходование выделенных средств», - говорит Тамара Касьянова.

Напомним, что в конце прошлого года «Трансэро» уже получил у Газпромбанка две кредитные линии на общую сумму 1,5 млрд рублей.

Начальник аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев более сдержан в оценках эффективности принимаемых мер. «Вместо того, чтобы решать вопрос системно, у нас, как обычно, предпочитают ставить заплатки», - считает специалист и поясняет, что ситуация, сложившаяся осенью прошлого года вокруг ряда авиаперевозчиков, связана с тем, что в России нет адекватной системы банкротства.

«На Западе трудно представить себе ситуацию, когда перевозчик не способен выполнить свои обязательства перед пассажирами, при этом его менеджмент недоступен, а люди, купившие билеты, не могут получить никакой компенсации, - говорит эксперт. - Кроме того, нет никаких гарантий, что система регулирования финансовой деятельности авиаперевозчиков будет прозрачной».

Разговоры о целесообразности упразднения части ведомств, контролирующих сейчас авиаперевозки, и создании единой авиационной администрации не новы. Эксперты полагают, что, судя по последнему решению Левитина, основные функции в сфере контроля авиаперевозок стягиваются именно к Росавиации. «Существует четко прослеживаемая тенденция на усиление влияния Росавиации, и, вероятно, единая авиационная администрация, которая будет решать весь объем задач, будет создана именно на базе этого ведомства», - считает Олег Пантелеев.

В авиакомпаниях «Аэрофлот», «Сибирь» и «Трансаэро» вчера отказались прокомментировать новую инициативу Минтранса.


Авторы: Софья Пискунова, Екатерина Богомолова

Источник: Газета

Все статьи