Публикации

«Jetexpo-2007». Большой слет деловой авиации

Крылатое выражение «В Париж, по делу, срочно!» приобретает вполне жизненные черты...

На это указывает прошедшая в выставочном комплексе «Крокус Экспо» c 19 по 21 сентября вторая выставка деловой авиации - «Jetexpo-2007». Она показала, что деловая авиация России, развивается огромными темпами, хотя и окутана тайнами. Никто толком не знает, сколько деловых реактивных самолетов (Business Jet) находится во владении российских «богатеньких Буратино».

Но вот, что показывают данные продаж последнего года и прогноз на ближайшее время. Почти половина заказов на западные, так называемые «тяжелые джеты», то есть на деловые самолеты с дальностью полета от 4 тыс. км и больше и ценой 4 млн. долларов и выше, так или иначе связана с нашими соотечественниками. По словам руководителя выставки - Генерального директора группы компаний Jet Transfer Александра Евдокимова, последние два года на российском рынке самолетов Business Jet наблюдается такой бум, которого не было даже в США. В результате западные производители Business Jet, а самолеты подобного класса в России не производятся, не в силах удовлетворить спрос.

Г-н Евдокимов оценивает объем закупок Business Jet россиянами за прошлый год в 100 бортов. Среди них лидируют самолеты канадской компании Bombardier.

По прогнозам специалистов Airbus с 2000 по 2007 год парк крупногабаритных бизнес-самолетов (вместимостью от 14 пассажиров) в России увеличился более чем в два раза - с 70 до 145 единиц. Европейские авиастроители считают, что потребность России в деловых самолетах составляет примерно 10 бортов в год - цифра явно заниженная.

Но есть один очень объективный показатель, по которому вообще оценивается интенсивность работы гражданской авиации. Это самолето-вылеты. Для деловой авиации, совершающей полеты в нашу страну, он достиг 100-150 в сутки. Из них более 80% приходятся на московский авиационный узел, который по этому важнейшему показателю уже перегнал Лондон. И к настоящему времени все столичные аэропорты обзавелись терминалами, приспособленными специально для обслуживания самолетов бизнес-класса. А с 27 сентября этого года даже небольшой аэропорт Остафьево, принадлежащий «Газпромавиа», получает статус международного. Он будет специализироваться так раз только на бизнес-перевозках.

Специально к выставке на поле бизнес-терминала Внуково-3 был организован показ 15-ти дальне- и среднемагистральных зарубежных самолетов деловой авиации, которые пользуются спросом среди российских покупателей. Бразилия выставила новейший Embraer Legacy 600, который должен составить серьезную конкуренцию европейским и североамериканским производителям.

Airbus показал новый A318 Elite, рассчитанный на перевозку 18 пассажиров (за основу взят региональный А318 на 107 посадочных мест). Он может выполнять беспосадочный перелет, но только с восемью пассажирами на борту, дальностью до 7600 км. К примеру, без посадки летать из Москвы в Дели, Пекин или Найроби. Кроме того, данная модель предусматривает установку дополнительного топливного бака, что еще увеличивает дальность полета.

Французский Dassault Falcon был представлен тремя моделями. Это сравнительно небольшой Falcon 20, трехдвигательный Falcon 900EX и недавно пущенный в производство Falcon 2000EX.

Канадский Bombardier Aerospace показал свои реактивные самолеты Challenger 850 категории widebody, Challenger 605 и Global Express. Надо заметить, что Challenger 605 также новинка - он эксплуатируется только с января 2007 г. Самолет может выполнять беспосадочные полеты из Москвы в Пекин с пятью пассажирами на борту, предоставляя им исключительный комфорт.

США показали семейство реактивных Citation компании Cessna. В него вошли Citation XLS, Citation Sovereign и Citation Х.

Cessna представила широкой публике Citation Mustang - мировой первенец из нового семейства деловых самолетов класса VLJ (Very Light Jet). Его каталожная цена составляет $2,4 млн. Пассажирская кабина рассчитана на 4 человека (2 пилота) или 5 человек (1 пилот). Дальность полета - 2400 км, крейсерская скорость - 630 кмчас. Хотя самолеты VLJ вряд ли заинтересуют в ближайшие годы наших бизнесменов, показательно, что Cessna привезла Citation Mustang в Москву.

Еще один производитель из Штатов - Gulfstream Aerospace показал на статической стоянке Gulfstream 150 на 6-8 пассажиров и Gulfstream 450 на 12-16 пассажиров.

Одна из проблем, волнующая многих, причем на только в России - кому принадлежат самолеты бизнес-класса. Международная практика показывает, что в среднем 60% принадлежит компаниям и 40% - частным лицам. Причем среди корпоративных владельцев преобладают специализированные авиакомпании, которые предоставляют свои борта по первому требованию и выполняют полеты в аэропорты, где заказчику необходимо сделать посадку. В России таких уже достаточно много и они успешно конкурируют с имеющими многогодовой страж западноевропейскими. Одна из причин успеха - знание менталитета соотечественников и более низкие ставки за полет.

Хотя специальные Business Jet российская авиапромышленность не производит, она нашла свою нишу. Это переделка салонов таких магистральных самолетов как Як-40, Як-42, ТУ-134 в вариант VIP. Так летом прошлого года Саратовский авиазавод сдал заказчику новый Як-42 в такой конфигурации. В настоящее время на заводе достраивается еще один такой. Кроме того, саратовцы ищут заказчиков на три борта, которые находятся в заделе.

Компания «Капитал Авиа Инвест» пошла другим путем. Она успешно реанимировала программу переделки в гражданские воздушные суда учебно-боевых Ту-134, принадлежащих ВВС России, но не используемых военными. Еще несколько лет тому назад из них хотели сделать обычные пассажирские, но покупателей на тушки не нашлось.

Но не «пропадать же добру», а для этих самолетов это означало сдать в утиль. «Капитал Авиа Инвест» на торгах Минобороны купила несколько Ту-134УБЛ, заплатив по 3 миллиона рублей за штуку. После этого она заказала Минскому авиаремонтному заводу перекомпоновать их в вариант VIP. К настоящее время два борта уже готовы, а работы по третьему ведутся. Самолеты получились настолько хорошими, что ими заинтересовались и потенциальные покупатели с Ближнего Востока. Заметим в скобках, что на балансе ВВС находятся еще 26 бортов Ту-134УБЛ.

На Казанском авиазаводе по заказу администрации президента уже делают Ту-204-300 с VIP-салоном и дальностью полета до 9000 км. Готовы казанцы принимать заказы от других организаций и частных лиц.

Рассматривается вопрос о доработке конструкцию нового регионального «Сухой СуперДжет» (SSJ-100) под вариант Business Jet. Работы ведутся компанией «Гражданские самолеты Сухого» и ее своим стратегическим партнером - итальянской «Аления». Предполагается, что самолет в «зеленом» варианте, то есть без внутренней отделки, прилетит на аэродром совместного предприятия этих фирм в Венеции, где ему и будет создан соответствующий интерьер.

Бум в деловой авиации России коснулся и вертолетов. И здесь также почти весь рынок захватывают иностранные производители. Ведь на нем наибольшим спросом пользуются легкие вертолеты на 4-5 человек. Это американские «Робинсон» и MD 400 и MD 500. Увеличивается парк европейских Eurocopter среднего класса грузоподъемности. У нас же в выпуске преобладают тяжелые типа Ми-171. В варианте VIP их выпущено около 30 штук, большая часть которых продана за рубеж. Из «внутренних» частных заказчиков можно отметить «Альфа-Банк», которому недавно передан вертолет с салоном на 14 пассажиров. Он снабжен кухонно-буфетным блоком, гардеробом, багажным отсеком и туалетом. В весьма отдаленном будущем, а это как минимум через 5 лет, появится новый вертолет такого класса - на 12 пассажиров. Это Ми-35, макет фюзеляжа которого с внутренней отделкой был показан на МАКС-2007.

Как потенциальные для бизнес-авиации рассматриваются казанские «Ансат» и «Аксай».


Автор: Андрей Барановский
Источник: Промышленный еженедельник

Все статьи