Публикации

Воздушные «шалости» авиаторов

О пилотировании летчиками самолетов под мостами не всегда становится известно широкой общественности, так как зачастую это классифицируется как факты воздушного хулиганства...

Однако для некоторых из них существуют обоснованные объяснения. Поэтому и мы, в качестве примеров, предлагаем вспомнить несколько таких случаев.

С появлением первых аэропланов появилось и новое слово «авиатор», происходящее от латинского «avis» - птица. Человеку хотелось летать на самолете так же свободно, как это умеют делать птицы: не только высоко и далеко, но и: В 1912 г. многие европейские газеты опубликовали сенсационные фотографии биплана «Шорт S.33», пролетающего между верхним и нижним пролетами Тауэрского моста в столице Англии. Это был поплавковый самолет с толкающим винтом, которым управлял Ф. К. Макклин. Он стал первым пилотом, пролетевшим под всеми мостами на Темзе до Вестминстера. Там его полет завершился благополучной посадкой на воду. Однако отважный ас тут же попал в курьезную ситуацию. Хотя в то время еще не существовало правил, запрещающих подобные выходки, тем не менее полиция вынудила Макклина весь обратный путь рулить по водной поверхности. По дороге назад аэроплан зацепил баржу и повредил один из поплавков. Пришлось гидросамолет отбуксировать в ближайший док, где его разобрали на части, чтобы везти наземным транспортом. Факт совершения этого уникального полета официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса об авиации.

К сожалению, в этой книге не значатся имена первых русских летчиков. Причем о том, что наши пилоты на заре авиации тоже прославились как отважные летчики под мостами, мало кто знает даже у нас в России. Конечно, мы помним легендарного Валерия Чкалова, пролетевшего под мостом в Ленинграде в конце двадцатых годов. Но еще до того, как власти ужесточили воздушные правила и запретили «оригинальные» подвиги, в том числе и летание под мостами, русские военные летчики Фриде и Грузинов пролетели на гидросамолетах под всеми мостами через Неву. А наш соотечественник Харитон Славороссов совершил на аэроплане пролет под мостом через Вислу в 1912 г., то есть почти в то же время, когда впервые это сделал Макклин в Лондоне. Для авиаторов той эпохи покорение различных мостов считалось весьма престижным достижением. Этот своеобразный барьер был взят и во Франции. Летчик Майкон в 1919 г. на двухместном учебно-тренировочном биплане «Кодрон G.3» успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце.

До наших дней дошли не все сведения о таких приключениях, поскольку зачастую они совершались нелегально. Но справедливости ради надо отметить, что и здесь есть «обратная сторона медали». Порой попадаются абсурдные, вымышленные факты. Кому-то явно хотелось примерить на себя славу воздушных асов, ведь бравые рассказы о лихачестве в небе имеют небывалую популярность и долго живут в народной молве. Взять, к примеру, талантливого пилота и неординарного миллионера Говарда Хьюза, о котором снят голливудский блокбастер «Авиатор». Знатоки его биографии утверждают, что в начале тридцатых годов Хьюз не только сам пролетал под мостом Квинсборо-бридж в Нью-Йорке, но даже обучил этому свою возлюбленную - актрису Кэтрин Хэпберн. Зритель нашего старого кино припомнит один из самых эффектных эпизодов в фильме «Валерий Чкалов». Согласно киноверсии, главный герой пролетает на истребителе под мостом в Ленинграде. Эта история произошла в действительности осенью 1927 г., когда Чкалов на своем новеньком самолете «Фоккер-Д-7» пролетел под аркой Троицкого моста. Этот факт был расценен властями как хулиганство в воздухе, и Чкалова посадили под арест на гауптвахту. Тогда летчик объяснял свой поступок тем, что попробовал доказать возможность пилотирования «Фоккера» на критически малых высотах, и его пролет под мостом опирался на точный расчет, который он сделал заранее. Опытному пилоту, обладающему филигранной техникой пилотирования, не составит сложности попасть в «цель» с такими параметрами: высота моста от воды - около 9 м, ширина пролета - 56 м.

Малоизвестным остался факт того, что пилот Е. Борисенко для съемок фильма о Чкалове в октябре 1940 г. повторил его выходку, шесть раз пролетев под Кировским мостом в Ленинграде на гидросамолете Ш-2. Правда, в фильм вошла некая комбинация из разных дублей, изза чего сцена пролета под мостом выглядит с точки зрения самих авиаторов не очень убедительно.

Чкаловский пример имел немало последователей. Так, летчикиспытатель Примо Джибелли в 1933 г. был направлен для прохождения службы в НИИ ВВС, где вскоре предпринял неудачную попытку пролететь на самолете под мостом через Москву-реку. В результате самолет был разбит, а Примо после лечения был уволен из армии. Позже он смог вернуться в строй, храбро сражался против франкистов в небе Испании и в 1936 г. был удостоен посмертно высокого звания Героя СССР.

В послевоенное время на канале им. Москвы произошел еще один подобный случай, закончившийся трагично. Военные летчики Кучиев и Яшанин, осуществлявшие приемку самолетов Як-12 на авиастроительном предприятии, решили пролететь под железнодорожным мостом в районе города Химки. Пролетев под ним со стороны Долгопрудного, они врезались в линию электропередач, которая проходила невдалеке. Эксперимент закончился гибелью обоих летчиков.

Известен реальный воздушный бой во время Великой Отечественной войны, когда советский летчик Рожнов смог оторваться от «мессера», севшего ему на хвост, только благодаря пролету под мостом. Но апофеозом стал случай, произошедший в 1959 г. в Америке. Капитан Джон Лаппо (ВВС США) на RB-47 (разведчик на базе тяжелого бомбардировщика «Стратоджет») пролетел под подвесным мостом Маккинак на озере Мичиган. И хотя ни мост, ни самолет не получили повреждений, летчик пошел под трибунал и от тюрьмы его спасли только боевые заслуги в Корее.

Другой американский летчик Джеймс «Джимми» Дулиттл, известный, прежде всего, как автор и исполнитель знаменитого налета на Токио в 1942 г. (фильм «Перл Харбор»), а также как командующий 8-й воздушной армией, в своих мемуарах рассказал такую забавную историю. В молодости Дулиттл служил на границе с Мексикой, где нередко хулиганил в воздухе. Однажды он пролетел под мостом через какую-то местную речку. Причем расстояние между опорами было настолько маленьким, что ему пришлось пролететь «на ноже» - с креном в 90 градусов. Оказалось, что в том полете он случайно перебил натянутый под мостом телефонный кабель. После этого местные власти тщетно пытались узнать имя пилота, своим трюкачеством прервавшим телефонную связь. Джимми удалось скрыть этот эпизод от начальства. Он вежливо посочувствовал чужому горю и обещал сразу сообщить, если вдруг что-либо узнает об этом воздушном хулигане.

Удивительно, но и в эпоху реактивной авиации зафиксирован уникальный случай: Произошло это событие летом 1965 г. в Новосибирске. Бесспорно, это вопиющее нарушение летных законов, но, как говорится, из песни слов не выкинешь, и упомянуть его нужно. Тем более, что ни один пилот в мире не сделал ничего подобного - ни до, ни после. Молодой военный летчик Валентин Привалов, завершая полетное задание на истребителе МиГ-17, пролетел под коммунальным мостом через реку Обь. Высота моста 30 м. Для местных старожилов это уже история «с бородой». Но ее очень мало кто знал в нашей стране, так как в советское время по понятным причинам такая информация не имела огласки.

Но сегодня есть категория летчиков, которым разрешено совершать полеты под мостами. Прежде всего, к ним относятся летчики-спортсмены высочайшего уровня, летающие на небольших поршневых самолетах. Например, участники авиагонок Red Bull Air Race, выступая на этапах мирового турне в городах Будапеште и Роттердаме, в рамках соревновательной программы совершают запланированные пролеты под мостами. Тысячи зрителей с замиранием сердца наблюдают за тем, как самолеты на огромной скорости «прошивают» дымным следом мосты над Дунаем или над рекой Маас.

«Полетом века» назвала пресса в 1999 г. пилотаж литовского летчика Юргиса Кайриса, когда он на спортивном самолете Су-26 пролетел под десятью мостами подряд на реке Нярис. Кстати, там один из мостов поднят над водой всего на шесть метров, и в его просвет летчик вписался, едва не касаясь воды. Обладая титулом чемпиона мира по высшему пилотажу, Кайрис получил для такого мероприятия разрешение у городских властей Вильнюса, а также застраховал себя и мосты на $2,5 млн.

Также Кайрис совершил еще один рискованный пролет под мостом, но уже в перевернутом положении (самолет вверх колесами). В Каунасе есть пешеходный мост имени короля Миндаугаса, который связывает две части города. Просвет от воды до металлических конструкций составляет всего 10 м. Сначала летчик пролетел под мостом в обычном положении, а затем после нескольких заходов все же смог показать рекордный трюк. Еще один рекорд пролета под мостом состоялся на той же реке Нярис. Три самолета Як-50 группой одновременно пролетели под мостом, у которого расстояние между опорами составляет 60 м, а высота от поверхности воды - 8,5 м.

Пилоты, совершившие этот полет, подали заявку о внесении своего достижения в Книгу Гиннесса.


Автор: Сергей Лелеков
Источник: AeroJetStyle

Все статьи