Публикации

Дубай Эйр Шоу - 2007

Дубай для производителей - авиационная Мекка...

Активно развивающаяся экономика ОАЭ и государств Залива, огромные частные состояния, либеральные законодательства в области торговли способствуют необычайной привлекательности авиационного рынка в этом регионе.

Отличительных черт авиасалона в Дубае от мировых авиашоу подобного уровня немного: отличная организация; чистота; огромные кондиционированные выставочные павильоны; удобные шале; уютный, прекрасно работающий прессцентр; самолеты на открытых стоянках, в большинстве с возможностью доступа внутрь; летная часть расписана по минутам, без накладок и задержек; корректная и предупредительная служба безопасности:

Выставочный комплекс расположен на территории аэропорта, так что посетитель, кроме выставки, своими глазами может смотреть на жизнь крупнейшего аэропорта мира, наблюдать и снимать взлетающие и садящиеся самолеты со всего света. Разве что среди посетителей преобладают люди в национальных восточных одеяниях? И еще, большое количество различных наземных машин для кондиционирования, которые нагнетают прохладный воздух в чрева самолетов на статической экспозиции, издавая при этом немалый шум. Но что поделаешь, здесь даже в ноябре температура иногда зашкаливает за тридцать.

К слову, посетителей, праздно гуляющих на шоу, не очень много. По сравнению с МАКСом или некоторыми американскими авиашоу здесь не увидишь огромных толп зрителей, теснящихся между ограждениями экспонатов. Простые дубайские жители, в большинстве своем, довольно равнодушны к авиации и более заняты делами житейскими, тем более что выставка по времени проходит так, что только один день ее приходится на выходной, как везде на Востоке, в пятницу. Так что со всей «толпой восторженных зрителей» вполне справляется взвод местных военных, вооруженных исключительно доброжелательным отношением и передвигающихся по территории выставки на электрических гольф-карах. Ну и, естественно, здесь не увидишь никаких семейных пикников на траве, как на МАКСе, или раскладных стульев-лежанок с зонтиками и холодильниками, занимающих первые ряды на линии летного поля, как на американских шоу. Тем не менее, транспортная проблема существует и здесь: несмотря на то, что аэропорт находится в черте города, автомобильные пробки делают поездку на выставку довольно долгой. Существуют очереди и при входе - досмотр по-восточному нетороплив. Отдавая должное заботе местных властей о транспортной инфраструктуре, нужно отметить, что рядом с аэропортом и выставочным комплексом уже высятся основы эстакад скоростного метро, но... салон 2007 г. стал последним на территории аэропорта. Рост масштабов комплекса потребовал его переноса из чрезвычайно загруженного аэропорта в новое место.

В 2009 г. одиннадцатое авиашоу пройдет на территории строящегося аэропорта в Джебел-Али, в сорока километрах от Дубая, на берегу Персидского залива. Макет нового аэропорта с шестью взлетными полосами и пропускной способностью до 80 млн пассажиров в год был представлен на выставке. Строительство аэропорта обойдется в $8 млрд.

Отсутствие большого количества праздных зрителей делает Дубайское авиашоу приятным и полезным для посещения специалистами, заказчиками и инвесторами, журналистами... Для местного бомонда оборудован специальный VIP-павильон с трибунами. Богатые жители города, прилегающих эмиратов, отпрыски коренных семейств, не в пример простым жителям, жалуют авиацию и относятся с большим интересом к новинкам, особенно бизнес-авиации. Многие из них прилетают на собственных бизнес-джетах самых различных размеров и уровня роскоши.

В этом году потенциальным покупателям было предложено несколько новинок в различных классах бизнес-джетов. Как и во всем мире, мода на VLJ (очень легкие джеты) не прошла мимо Эмиратов. Наиболее интересной была премьера самолета Sino Swearingen SJ30, который представляла компания Action Aviaition.

Этот самолет малого класса с двигателями Williams FJ44-2A способен перевозить четырех VIP-пассажиров со скоростью М=0,83 на расстояние 2500 морских миль. Action Aviaition также представляла на шоу полноразмерный макет тренировочного/бизнес-самолета Javelin и вертолет MD902 Explorer. На стенде компании была представлена модель сверхзвукового самолета бизнес-класса Aerion Supersonic Business Jet - первого сверхзвукового самолета, который смогут приобрести частные лица. Он будет достигать сверхзвуковой скорости М=1,15 над землей и разгоняться до М=1,5 над водой, что позволит пересекать Атлантический океан за 2 часа! Максимальная дальность полета составит 7403 км. И несмотря на кажущуюся нереальной стоимость в $80 млн, производитель считает, что проблем со спросом не будет.

Из новинок на авиашоу были представлены полноразмерные макеты самолетов Grob SPn и Embraer Phenom. Компания Cirrus показала на своем стенде модель VLJ, напоминающую по схеме самолет Eclipse Concept Jet, впервые показанный в этом году в Ошкоше. Компания Eclipse привезла Eclipse 500, а Cessna продемонстрировала Cessna 510 Citation Mustang (N416CM), побывавший в Москве на выставке JetExpo-2007.

Кроме того, в параде VIP-лайнеров прекрасно отметились компании Bombardier, Cessna, Embraer и Gulfstream Aerospace, представившие весь модельный ряд своих бизнес-джетов. Кроме производителей, бизнес-самолеты демонстрировали и некоторые частные перевозчики, такие как Royal Jet.

Неким дополнением к классическим бизнес-джетам стали транспортные самолеты компаний Maximus Air Cargo и Midex, работающие в интересах правительства ОАЭ и обеспечивающие VIPперелеты первых лиц государства. Maximus Air Cargo имеет флот в составе трех Ил-76, двух С-130 и одного Ан-124-100. С-130 с оборудованным в передней части грузового отсека 16-местным салоном и украинский гигант Ан-124100 были представлены на статической экспозиции. Midex представил грузовой самолет на базе Airbus A300.

Компания Silverjet демонстрировала Boeing 767-204/ER - первый пассажирский самолет с салоном, укомплектованным местами только бизнес-класса. Эта машина начнет регулярные полеты между Лондоном и Дубаем уже в ноябре. Отметился на выставке и самолет VIP Airbus A318-112CJ Elite Jet компании Comlux Aviation, который мы также видели в Москве на JetExpo.

Несомненной рекламой пока еще не существующего VIP-варианта гигантского самолета Airbus A380, заводской вариант которого демонстрировался в Дубае, стал двадцатиминутный визит на собственном Boeing 747 главы королевского холдинга Саудовской Аравии принца Альвалида бин Талала бин Абдул Азиз аль Сауда. Во время блиц-визита принц подписал договор о покупке А380 на сумму $350 млн и стал первым частным заказчиком этой машины. Предполагают, что оборудование самолета в суперVIP вариант королевская семья заплатит еще 100 млн.

Посетители выставки не обделили вниманием и самолеты авиации общего назначения (АОН), довольно часто именуемой в России малой авиацией. Отсутствовавшая на прошлом авиасалоне, в этом году АОН была представлена ведущими производителями. Свои новые машины SR-22 в модификации G-3 показал Cirrus, одномоторные и двухмоторные самолеты продемонстрировал Diamond. Была показана модель Cessna-172 с дизелем Thielert, а другая дизельная Cessna была объявлена как машина первоначального обучения и тут же была заказана в десяти экземплярах для школы гражданской авиации Эфиопии. Немецкая фирма Remos показала самолеты G3 класса LSA, которые, как предполагает производитель, составят достойную конкуренцию Cessna SkyCatcher.

Итальянская фирма Vulcanair SPA продемонстрировала на статической экспозиции известный двухмоторный самолет P68 Observer с прозрачной носовой частью и новейший двухмоторный Viator AP68TP. Несколько легких самолетов и вертолетов выставила в этом году местная авиационная академия.

Но не только статическая экспозиция радовала сердца и глаза гостей и участников выставки. В показательных полетах блистали три пилотажные группы: испанская Patrulla Aguilla на реактивных УТС CASA C101; знаменитая английская группа Red Arrows на BAe Hawk; и хорошо нам знакомая по выступлениям на МАКСах французская Patrouille de France. Причем в предпоследний день выставки Red Arrows совершила совместный проход с пассажирским Boeing 777 компании Emirates, а в заключительный день авиашоу - Patrouille de France с A380. Интересной особенностью авиасалона является примерно получасовой перерыв в демонстрационных полетах. Во время таких перерывов на «рулежках» аэропорта выстраиваются очереди из рейсовых лайнеров Emirates, которые с минимальным интервалом уходят в небо.

Настоящим украшением этого авиационного праздника были выступления пилотажных групп. Большое внимание привлекал лайнер-гигант A380, совершавший ежедневные демонстрационные полеты. Но звездой авиашоу стал российский МиГ-29ОВТ, каждое выступления которого сопровождалось аплодисментами в общем-то скупой на эмоции местной публики. Поэтому и взлетал наш самолет обычно под конец летного дня, после выступления американского F-18 и полетов самолета-невидимки F-117. Знатоки утверждают, что для F-117 это авиашоу стало заключительным в летной карьере. Самолет снимается с вооружения, уступая место современным машинам.

Прекрасным шоу порадовал зрителей самолет C-27J Spartan итальянских ВВС. Эта двухмоторная транспортная машина выполняла бочку, виражи с глубокими кренами, демонстрировала сверхкороткий взлет и тактическую посадку с крутым снижением. Участниками воздушного показа были самолеты пакистанской разработки - реактивный УТС Karakorum-8 и легкий многоцелевой Super Mushak. Совершал демонстрационные полеты и сверхзвуковой самолет T/A50 Golden Eagle, разработанный в Южной Корее.

Большим блоком были представлены беспилотные аппараты различных схем, размеров и назначений: от аппаратов, напоминающих авиамодели и запускающихся с руки, до боевых машин, таких как беспилотный вертолет Firescout от Northrop Grumman или уже стоящий на вооружении Predator с подвеской из двух ракет класса «воздухземля». Интересными экспонатами были переоборудованный в беспилотник легкий самолет Sky-Arrow и разрабатываемый BAE Systems аппарат HERTI с двигателем Rotax.

Несмотря на то, что в демонстрационных полетах и на статической экспозиции принимал участие лишь один российский самолет МиГ-29ОВТ, присутствие отечественной промышленности было заметным. Отметим, что стенды российских компаний занимали значительную часть наибольшего павильона выставки. Организатором национальной экспозиции выступило ФГУП «Рособоронэкспорт». В ее составе были представлены Федеральное космическое агентство, ОАО «ОКБ Сухого», ФГУП «РСК «МиГ», ФГУП «ММПП «Салют», ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ЗАО «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс», ОАО «УланУдэнский авиационный завод», ОАО «Авиаэкспорт», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» и др.

Российская экспозиция, построенная с учетом последних тенденций развития мирового рынка авиационной техники, продемонстрировала высокий потенциал авиационно-космической отрасли. В виде моделей, макетов, информационнорекламных материалов был представлен широкий спектр современной авиационной и вертолетной техники, авиационного вооружения, средств ПВО, продукции и услуг в области космоса, военного, гражданского и двойного назначения.

То, что руководство ОАЭ стремится повысить престиж своей страны в регионе и придает исключительное значение выставке, было заметно в каждой мелочи. Задача - сделать дубайский салон номером один в мире. И если по количеству показанных самолетов и авишоу салон в Дубаи пока уступает, скажем, Парижскому, то по объему заключенных контрактов в $100 млрд на поставку авиационной техники он уже сегодня превосходит всех.

Лидером по заключенным контрактам стал Airbus, договорившийся о продаже 297 самолетов различных модификаций. Основными заказчиками стали авиакомпании из стран ближневосточного региона: Dubai Aerospace Enterprise и Emirates. Последняя объявила об очередном крупнейшем в своей истории заказе - контракте на покупку 120 A350, 11 A380 и 12 Boeing 777-300ER общей стоимостью $34,9 млрд. Вот такой дубайский бизнес. Какой станет выставка на новом месте, мы увидим в 2009 г.


Источник: AeroJetStyle

Все статьи