Публикации

Подводя итоги МАКС 2007... Финансирования предприятий авиационной отрасли и развитие авиаипотеки в Российской Федерации


Авиабизнес является ресурсоемкой отраслью и требует для своего развития значительных денежных средств. В отрасли существует множество вопросов, требующих насущного решения, среди которых можно выделить:

  • модернизация парка воздушных судов авиакомпаний;
  • реконструкция аэропортов;
  • развитие логистических комплексов;
  • развитие топливно-заправочных комплексов.

Для решения всех этих и ряда иных вопросов авиапредприятиям приходится решать множество финансовых проблем, изыскивать способы финансирования за счет внутренних ресурсов или привлекать сторонних инвесторов.

1. Потенциальные способы финансирования авиапредприятий

Существуют различные способы финансирования отрасли, как-то:

  • вексельные займы;
  • облигационные займы авиапредприятий;
  • выпуск дополнительных акций и проведение IPO;
  • лизинговые операции;
  • привлечение заемных средств под залог воздушных судов (авиаипотека).

1.1. Вексельные займы

Вексельные займы производятся путем выпуска и размещения предприятиями специальных ценных бумаг v векселей, особенностью которых является упрощенный порядок оборота и обращения взыскания.

Как правило, векселя используются для краткосрочного финансирования. Компания, заимствующая деньги, выпускает вексель, который представляет собой обязательство вернуть указанную в нем сумму в определенный срок. Инвестор обычно покупает вексель по цене ниже указанного в нем номинала, а к концу срока получает полную номинальную стоимость векселя.

Существующие на рынке проекты организации финансирования с использованием векселей подразделяются на несколько типов. К примеру, весьма распространенными являются векселя, размещаемые непосредственно в портфели определенных банков в качестве залоговых инструментов, то есть по сути это непубличные вексельные займы. Крупные авиакомпании, как правило, уже прошли этап «привыкания» к тому, что их долговые обязательства попадают на открытый рынок. Малые и средние предприятия отрасли v еще нет, и продолжают опасаться того, что их обязательства попадут «не в те руки», поэтому первым этапом является выпуск векселей в портфели банков, а выход на открытый рынок еще впереди.

1.2. Облигационные займы авиапредриятий

Для получения долгосрочного финансирования может осуществляться выпуск облигаций. Облигация v это долговое обязательство компании выплатить держателю облигации в будущем определенную сумму с процентами. Облигации позволяют привлечь средства многих инвесторов.

Однако работа с облигациями предполагает более высокий уровень развития бизнеса авиапредприятия. Чтобы успешно разместить на рынке облигационный заем, у компании к этому моменту уже должны быть: хорошая репутация, прозрачный баланс, понятный бизнес и технично отстроенные финансовые потоки.

1.3. Выпуск дополнительных акций и проведение IPO

Привлечение дополнительных средств авиакомпаний v открытых акционерных обществ может быть осуществлено путем размещения дополнительного выпуска акций. В то же время следует учесть, что при размещении дополнительных акций путем открытой подписки существует возможность изменения состава акционеров и процентного соотношения принадлежащих им акций, что может повлиять на порядок управления в компании.

Наверное, уделять более подробное внимание IPO на сегодня еще преждевременно, поскольку основная масса предприятий авиаотрасли испытывает проблему недостаточности капитализации. Авиационная отрасль, как никакая другая, знакома с этой проблемой. Конечно, многие авиапредприятия двигаются в сторону роста капитализации, но, по большому счету, они еще только в самом начале пути.

1.4. Лизинговые операции

Мы полагаем, что лизинг в настоящее время является одним из наиболее распространенных способов финансирования авиапредприятий, поскольку широко используется для приобретения прав на использование новой авиационной техники.

В соответствии с договором лизинга Лизингодатель по поручению авиапредприятия приобретает в свою собственность имущество (например, воздушное судно), а затем передает его во временное владение и распоряжение авиапредприятию. Минусом данного способа является то, что авиакомпания выплачивает арендные платежи, но не приобретает права собственности на авиатехнику. В то же время в договоре может быть предусмотрен и переход права собственности на имущество через определенный срок.

Также одной из эффективных схем лизинга недвижимости является конструкция возвратного лизинга, при котором собственник имущества (авиапредприятие) сначала продает лизинговое имущество будущему Лизингодателю, а затем берет это имущество в лизинг у данного Лизингодателя. Целью указанной операции является пополнение оборотных средств организации при продолжении фактического использования имущества. Такая схема может быть использована и в отношении авиатехники.

Помимо указанных выше способов, все более распространенным явлением становится привлечение дополнительного финансирования под залог уже имеющихся воздушных судов. Именно об этом способе и залоге воздушных судов как способе обеспечения возврата заемных средств пойдет речь далее.

2. Авиаипотека

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения исполнения обязательств является залог, поскольку удовлетворение требований кредитора за счет залога, как правило, не зависит от финансового состояния ни должника, ни поручителя, что позволяет реально выполнить обязательства должника перед кредитором за счет имущества, являющегося предметом залога.

В соответствии с законодательством РФ (статья 130 ГК РФ) воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к категории недвижимых вещей, и, следовательно, их залог является ипотекой.

В отношении залога воздушных судов в практике даже сложился специальный термин «Авиаипотека» или «Aviation Mortgage». Данный термин означает ипотечный залог, при котором в качестве гарантии по кредиту выступает самолёт или иное воздушное судно.

Существенными условиями договора об авиаипотеке, как и договора об обычной ипотеке (т.е. условиями, без которых договор считается незаключённым), являются:

  • предмет ипотеки (воздушное судно);
  • оценка предмета ипотеки (воздушного судна);
  • обеспечиваемое залогом обязательство, размер и сроки его исполнения.

Если обеспечиваемое обязательство, а также его размер и срок исполнения определяется в соответствии с основным (например, кредитным) договором и не имеют особенностей, применимых именно к воздушным судам, то таким условиям договора, как предмет ипотеки и его оценка, следует уделить особое внимание.

2.1. Предмет договора авиаипотеки

Предметом договора ипотеки (авиаипотеки) может являться только недвижимое имущество, причем права залогодателя на данное недвижимое имущество должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Это означает, что предметом договора авиаипотеки может служить только зарегистрированное воздушное судно и в договоре залога должны быть указаны не только индивидуальные характеристики воздушного судна, но также и данные о его государственной регистрации.

В связи с этим следует уделить внимание вопросам возможности залога списанных воздушных судов и воздушных судов, снятых с эксплуатации.

Во многих странах при списании объекта необходимо утилизировать предмет. В РФ такой обязанности не закреплено. Следовательно, после списания воздушного судна у компании остаются некоторые материалы, которые потенциально можно использовать как предмет залога (движимое имущество, например, лом цветных металлов, экспонаты выставки). Однако, с нашей точки зрения, списанное воздушное судно вряд ли может быть самостоятельным предметом договора залога.

В отличие от предыдущего случая, воздушное судно, снятое с эксплуатации, но по-прежнему числящееся на балансе предприятия, может являться предметом залога. Но, существует мнение, что поскольку воздушные суда должны быть зарегистрированы в реестре, статус воздушного судна, снятого с эксплуатации и исключенного из реестра, меняется на статус движимого имущества.

В этом случае залог снятого с учета воздушного судна будет регулироваться общими правилами о залоге, никаких специальных норм в отношении данных случаев действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, нет особых положений о регистрации подобного договора залога или прав, возникающих по нему. В законодательстве также не содержится положений о страховании подобного имущества, передаваемого в залог. В целом, заключение такого договора имеет меньше рисков, нежели залог воздушных судов, не снятых с реестра, однако обязательство, в отношении которого может быть использован такой способ обеспечения как залог воздушного судна снятого с реестра, несомненно, будет намного меньше.

Таким образом, в отношении залога воздушных судов можно выделить 2 основных типа договоров в зависимости от их предмета:

  • залог судов, находящихся в эксплуатации и зарегистрированных в реестре (авиаипотека); и
  • залог воздушных судов, снятых с реестра.

Первый тип имеет значительное количество рисков, однако предоставляет больше возможностей для получения денежных средств. Залог воздушных средств, снятых с реестра, возможен и подвержен меньшим рискам, однако сумма, в обеспечение которой может быть предоставлен залог, значительно меньше.

2.2. Оценка предмета ипотеки (воздушного судна)

Оценка воздушного судна осуществляется по соглашению залогодателя с залогодержателем. Гражданский кодекс не устанавливает каких-либо требований к определению оценки предмета залога. Оценка предмета залога сторонами договора должна быть объективной и соотносимой либо с балансовой, либо с рыночной стоимостью предмета залога. В действующей практике оценка предмета залога определяется путем дисконтирования рыночной стоимости имущества. Представляется, что при существенном занижении оценки предмета залога можно говорить, что стороны не договорились об указанной оценке. Следует также иметь в виду, что оценка предмета залога должна быть не ниже размера обеспечиваемого залогом обязательства, в противном случае будет отсутствовать обеспечительный характер залога (если только залогом не обеспечивается часть основного обязательства, сумма которого равна оценке предмета залога).

Во избежание негативных последствий из-за возможных разногласий по вопросам оценки предмета залога, документы, касающиеся оценки воздушного судна (акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, заключение независимого профессионального оценщика), целесообразно всегда прикладывать к договору об ипотеке.

Как правило, при оценке воздушного судна определяется его рыночная стоимость, хотя из этого правила бывают исключения. Так, при оценке воздушного судна в случае его залога, когда известно, что реализация воздушного судна может проходить в условиях дефицита времени, может быть оценена стоимость ограниченной реализации, т.е. сумма, которую, как считает оценщик на дату оценки, можно обоснованно ожидать достижимой в будущем обмене между готовым купить покупателем и готовым продать продавцом в коммерческой сделке после недостаточного периода маркетинга.

3. Регистрация залога воздушного судна

Права на объекты недвижимого имущества (включая воздушные суда), а также сделки с ним подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Однако ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не распространяет своего действия на так называемые «условные объекты недвижимости» - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В отношении указанных объектов должны действовать нормы специальных законов. Но в настоящий момент законодательно не установлен порядок государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, существует только специальная регистрация воздушных судов, но не государственная регистрация прав на них.

Ни один государственный орган не наделён полномочиями по осуществлению государственной регистрации прав на воздушные суда. Таким образом, в российском законодательстве существуют серьезные противоречия в части установления государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (включая ипотечные сделки) в связи с законодательным пробелом относительно порядка такой регистрации.

На практике, вместо государственной регистрации залога воздушного суда осуществляется внесение сведений о залоге воздушных судов (авиаипотеке) в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ, которое производится Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - «Ространснадзор»), то есть органом, осуществляющим ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов и выдачу свидетельств об их регистрации.

В рамках самого Ространснадзора функции по ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов и выдаче в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов осуществляет Управление инспекции по безопасности полетов (Приказ ФСНСТ от 14.10.04 №АН-209 фс).

По смыслу законодательства включение залога в вышеуказанный реестр не является государственной регистрацией и не имеет правового значения с точки зрения действительности залога, но информационная ценность такой регистрации для заинтересованных лиц очевидна.

Следовательно, существенной особенностью авиаипотеки является тот факт, что возникновение залога в отношении воздушного судна не может быть обусловлено его регистрацией в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Отметим, что в настоящее время идет процесс разработки Федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», который был принят Государственной Думой в первом чтении еще 28 апреля 2004 года.

Проектом закона предусмотрено создание Единого государственного реестра прав на воздушные суда, а также создание органа по государственной регистрации прав на воздушные суда.

Считаем, что реализация законопроекта позволит создать эффективный механизм государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, повлечет повышение легитимности и надежности ипотечных и лизинговых сделок, а значит, будет способствовать росту инвестиций в авиационную сферу.

4. Владение и пользование заложенным воздушным судном

4.1. Общие правила владения и пользования воздушными судами при авиаипотеке

Одним из преимуществ авиаипотеки воздушных судов является то, что заложенное воздушное судно остаётся во владении залогодателя. Согласно статье 338 Гражданского кодекса РФ и статье 1 Закона «Об ипотеке», залогодатель сохраняет право пользования имуществом, заложенным по договору об ипотеке. Залогодатель вправе использовать это имущество в соответствии с его назначением. Условия договора об ипотеке, ограничивающие это право залогодателя, ничтожны. Данное законодательное положение создает для залогодателя стимул экономического характера, поскольку залогодатель сохраняет право извлекать доход из использования воздушного судна в течение всего периода действия залогового обязательства. Безусловно, самолёт, стоящий в ангаре, непрерывно теряет свою ценность, поскольку конструкция самолёта обычно стареет быстрее его материала.

Запрет на переход права владения воздушным судном к залогодержателю обусловлен ещё и тем, что у залогодержателя (банка) отсутствуют специальные средства (в т.ч. ангар) и персонал, необходимые для содержания воздушного судна.

В связи с вышеуказанными причинами, сохранение заложенного воздушного судна у залогодателя соответствует интересам как залогодателя, так и залогодержателя.

4.2. Передача воздушного судна специализированному эксплуатанту

Отметим, что законодательство РФ не запрещает такое условие предоставления кредита под залог воздушного судна, как передача воздушного судна третьему лицу для эксплуатации.

В данном случае, при определенных условиях кредитная организация получает возможность контролировать использование заложенного имущества посредством контроля за действиями третьих лиц (возможно, и аффилированных).

Потенциально данная ситуация позволяет вывести на авиационный рынок новое лицо v авиационного ипотечного эксплуатанта, которое может быть аккредитовано при кредитной организации (группе кредитных организаций), и будет осуществлять эксплуатацию воздушных судов по поручению их собственников на период действия договоров ипотеки.

5. Использование закладных при авиаипотеке

Согласно ФЗ «Об ипотеке», права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть удостоверены закладной. Закладная удостоверяет право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.

В связи с тем, что воздушные суда не указаны в перечне имущества, при ипотеке которого составление закладной не допускается, следует сделать вывод о возможности её составления при ипотеке воздушных судов.

Поскольку закладная является ценной бумагой, то имеется возможность ее свободного оборота. Она может быть продана или иным образом отчуждена, заложена и т. п. Права законного владельца закладной удостоверяются путем совершения на ней передаточной надписи, количество которых не ограничено.

Полагаем, что в условиях необходимости развития способов инвестирования авиационных предприятий, оборот закладных создает предпосылки для возникновения стройной системы финансирования всей отрасли в целом.

Данная система финансирования может быть построена на основе создания государством специальной финансовой организации (агентства) v покупателя кредитов, по аналогии с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК).

В этой модели банк, выдав кредит авиационному предприятию под залог воздушного судна и оформив закладную, сразу же имеет право продать данную закладную агентству. То есть кредит перемещается с баланса банка на баланс агентства, а банк вновь получает свободные ресурсы для выдачи других ссуд.

Агентство может аккумулировать выкупленные кредиты в пулы и эмитировать от своего имени ценные бумаги, обеспеченные залогом воздушных судов. С учетом того, что эти ценные бумаги будут гарантированы государством (как собственником агентства), они должны будут пользоваться спросом у инвесторов.

6. Обращение взыскания на заложенное имущество

В заключение считаем необходимым уделить некоторое внимание вопросам обращения взыскания на заложенное имущество. В соответствии с законодательством взыскание на заложенное имущество может быть обращено как в судебном, так и во внесудебном порядке.

В первом случае залогодержатель обращается в суд и получает решение об обращении взыскания на заложенное имущество. Этим решением определяется размер неисполненного обязательства, порядок его исполнения, начальная цена для реализации заложенного имущества на торгах. В дальнейшем заложенное имущество продается на открытых торгах или на аукционе. Победителем торгов становится лицо, предложившее наивысшую цену за продаваемое воздушное судно, после чего победитель торгов заключает договор купли-продажи с организатором торгов.

Во втором случае, после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет ипотеки, залогодержатель и залогодатель вправе заключить и нотариально удостоверить соглашение об удовлетворении требований залогодержателя за счет заложенного имущества. Соглашение может устанавливать порядок реализации заложенного имущества на торгах, а может предусматривать передачу заложенного имущества залогодержателю или третьему лицу.

Оба вышеуказанных правила применимы как в случае залога обычной недвижимости (ипотеки), так и в случае залога воздушных судов (авиаипотеки).

Однако отметим, что при обращении взыскания на заложенное имущество могут возникнуть некоторые трудности:

а) Договор ипотеки может быть оспорен на основании несоответствия законодательству и/или отсутствия каких-либо существенных условий. Несмотря на то, что судебная практика имеет тенденцию к оставлению договоров ипотеки в силе, даже если у них имеются небольшие изъяны, грубое нарушение норм законодательства может привести к признанию договора ипотеки незаключенным или недействительным.

Помимо договора об ипотеке, оспариваться может и основной договор (например, кредитный договор). Поскольку ипотека является акцессорным обязательством, недействительность основного обязательства влечет и недействительность ипотеки, даже если договор ипотеки оформлен правильно.

б) До 2005 года суд в ряде дел по иску кредитора взыскивал с должника денежные требования, но отказывал в обращении взыскания на заложенное имущество, мотивируя это тем, что по нормам закона «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на заложенное имущество производится после других видов имущества. Тем самым преимущества залога, дающего залогодержателю право приоритетного удовлетворения требования из конкретного заложенного имущества, фактически сводились на нет.

И хотя Высший арбитражный суд РФ своим информационным письмом №90 от 28 января 2005 года устранил данное недоразумение, указав, что суд не вправе устанавливать очередность реализации заложенного имущества, если такая очередность не установлена соглашением залогодателя и залогодержателя, потенциальный риск вынесения подобного решения остается.

в) Должник, в случае ареста принадлежащего ему имущества, может взамен мер по обеспечению иска о взыскании денежной суммы внести на депозитный счет арбитражного суда денежные средства в размере требований истца.

г) На практике иногда встречаются случаи злоупотреблений в ходе организации торгов по реализации заложенного имущества (недопущение к участию заинтересованных лиц, выставление «подставных» участников), что в итоге может привести к продаже имущества по заниженной цене.

Мы надеемся, в Вашей практической деятельности Вы никогда не столкнетесь с вопросами обращения взыскания на заложенное имущество и связанными с этим проблемами.


Источник: «Кэпитал Лигал Сервисэз Интернэшнл, Л.Л.К.»

Все статьи