Новости

Реализация проекта «Воздушный старт» перешла в заключительную стадию


Реализация проекта «Воздушный старт» перешла в заключительную стадию. Об этом сообщил АРМС-ТАСС президент одноименной аэрокосмической корпорации Анатолий Карпов.

Основным элементом проекта является специально переоборудованный самолет Ан-124-100ВС «Руслан», с борта которого десантируется ракета- носитель, которая с высоты примерно 10 км стартует для дальнейшего вывода полезной нагрузки в космос.

«Все главные проблемы решены; инвестиционные соглашения заключены, лицензия на космическую деятельность получена, техническое задание Роскосмос утвердил; мы вышли на финишную прямую», - пояснил руководитель проекта, добавив, что все, что зависит от Роскосмоса, «делается достаточно оперативно».

Проект «Воздушный старт» реализуется российской корпорацией в партнерстве с коллегами из Индонезии. В частности, на острове Биак создается необходимая инфраструктура для базирования «Руслана» и выполнения работ по загрузке спутника на ракету . Площадь для этого (24 га) уже выделена. Затраты индонезийской стороны составят примерно 25 млн дол. Российский вклад составляет интеллектуальная собственность и все работы, связанные с переоборудованием самолета, расходы на ракету- носитель, систему управления и т.д.

Уже в октябре этого, сказал Анатолий Карпов, для управления программой «будет создано совместное предприятие». Компания создается на паритетных началах (50 на 50), как по затратам, так и по распределению последующих доходов.

Запуск первого спутника планируется осуществить в 2010 году. Соответствующий контракт на запуск 6 спутников уже подписан с одной западноевропейской компанией. Тендер на производство этих спутников уже объявлен, в том числе и для российских компаний. Финансовые детали контракта, инвестор, и другие детали пока не разглашаются, поскольку у этого проекта «имеются сторонники и противники».

Все вопросы с индонезийской стороной были согласованы в ходе прошедшего в этом месяце визита президента России Владимира Путина в Индонезию. По словам Карпова, на момент визита осталось не завершенным только соглашение об охране технологий. Поскольку этот вопрос затрагивает проблемы законодательства, то на этот счет будет подготовлен соответствующий указ президента России и будет подписано отдельное соглашение.

Спутники будут выводиться на низкие опорные геостационарные и отлетные траектории. На опорную орбиту с использованием «Воздушного старта» может выводиться полезная нагрузка массой в 4 т, на геостационарную орбиту - 800-900 кг. Осуществление этого проекта позволит значительно удешевить доставку грузов в космос. «Потребности сегодняшнего мирового рынка в запусках ИСЗ в космос очень велики», - сказал Карпов.

«Когда начнутся работы по переоборудованию самолета Ан-124-100 «Руслан», то его придется «снять с грузовых перевозок». Не исключено, что этот самолет может быть сделан в варианте конвертируемого. «Когда не будет пусков, его можно будет использовать и для грузовых перевозок, при этом часть оборудования для воздушного старта останется. «Но оно весит немного, и решению проблем грузоперевозок существенно мешать не будет», - сказал Карпов. Но поскольку доходы от запусков спутников «будут давать авиакомпании «Полет» (Анатолий Карпов является одновременно и генеральным директором этой авиакомпании) гораздо больше доходов в сравнении с перевозками грузов, то «может быть, будет целесообразным использовать 1-2 самолета только для «Воздушного старта». Он сказал также, что в 2009 году нужно будет «прекратить перевозки грузов одним самолетом Ан-124-100 и поставить его на доработку».

Уверенность участников программы «Воздушный старт» в успехе основывается на том, что РН уже успешно используется, сказал Анатолий Карпов. Двигатели НК-33 уже многократно использовались, отработаны и доведены до совершенства. Даже американцы купили лицензию на выпуск этого двигателя. Разгонный блок исполнен в двух вариантах. И тот и другой выпускается серийно. Двигатели второй ступени тоже есть. Цифровая система управления полетом также успешно используется на РН «Союз-2». «Достоинства этой системы в том. что она создается из готовых компонентов, поэтому у участников программы «Воздушный старт» нет сомнений в том, что она будет реализована и станет вполне конкурентоспособной на мировом рынке космических услуг», - подчеркнул Анатолий Карпов.

Работы по проекту «Воздушный старт» были начаты в России в 1999 году. По данным анализа мирового рынка вывода в космос ИСЗ, в течение 10 лет надо вывести на орбиты более 600 спутников различного назначения.


Источник: Arms-tass.su

Все новости